Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Методы самопознания и нравственного самовоспитания. В.П. Киселев «Нравственное самовоспитание» - Нравственное самовоспитание — это самопреодоление и саморазвитие личности Мой нравственный идеал

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны специалиста становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических качеств. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности специалиста, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.

При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов.

Действенность нравственного воспитания обеспечивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для полноценной нравственной жизни.

Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития человеком положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Задача профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания слушателей и будущих специалистов. Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение специалистом общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности в его профессии; самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей -- представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание).

Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым -- зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения.

Существующая связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление, в зависимости самовоспитания сотрудников от сплоченности и зрелости рабочего коллектива: чем более сплочен и зрел этот коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой.

Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосредованного импульса - введение субъекта нравственного самовоспитания в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.

Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

Древняя истина Аристотеля: «… В нашей власти быть нравственными или порочными людьми».

Нравственное самовоспитание существует как неотъемлемая часть нравственного воспитания. Здесь проявляется активность сознания. Работая классным руководителем много лет, всеми путями стараюсь воспитать у учащихся способность к самопознанию и самооценке. Так, на одном из классных часов, я заострила внимание ребят на смысле пословиц: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «ум хорошо, а два лучше. Подчеркнула, что в них звучит призыву к осмотрительности, обдуманности своих действий. Они предостерегают от излишней самоуверенности и бесшабашности, которые ни к чему хорошему не ведут. В качестве примера человека, самым серьёзным образом сознательно занимавшегося самовоспитанием, я называю А. П. Чехова: «Надо себя дрессировать», - писал он. Отвечая на вопросы одной из анкет, ребята поняли, что нравственное самовоспитание не то же самое, что и нравственное самосовершенствование. Ведь человек в принципе может сознательно воспитывать в себе и такие нравственные качества, которые не делают его более совершенным именно как человека, а, наоборот, обесчеловечивают его, делают вредным и опасным. Меня всегда тревожат беспрекословно послушные дети, потому что ожидается их превращение в беспрекословных послушных взрослых. Очень тихих, очень исполнительных и вовсе лишённых готовности проявить инициативу, отстаивать свои убеждения, выступая за правого, разоблачать виноватого, увлечься… Вот и выходит, приучая детей к послушанию, должны мы вырастить непослушных. Но и в послушании есть две стороны. Один из учеников часто прогуливал уроки, не выполнял требования директора постричься, долго не мог сменить модные джинсы на обычные брюки. Он думал, что таким способом он отстаивает личность. Долго беседуя с ним, я доказала, что не понимает он, что в личности главное. На помощь пришли книги, вырезки из газет, примеры их жизни. Я всегда стараюсь быть не командиром, а советчиком и помощником для ребят. Работая над вопросом нравственного самовоспитания, в конечном счете, я спрашиваю себя, как разбудить тот внутренний голос, который остановит мальчишку, бросающего камень в окно проходящего поезда, вытаптывающего грядки на чужой даче. Как воспитать то, что мы называем совестью?

Совесть - разность между тем поведением, каким оно должно быть в представлении человека, и тем, какое оно есть на самом деле. И поэтому голос совести звучит лишь тогда, когда человек ощутит эту разность. Поэтому-то очень часто бывают бесполезными обращения к совести молодцов, ревущих песни в ночном дворе. У них не сформировалось представление о поведении. «С совестью надо научиться разговаривать, - повторяю я ученикам. - Прежде чем уснуть, вспомни, что хорошего ты сделал за день, вспомни и то, о чём вспомнить не хотелось бы!».

Основными правилами самовоспитания выбрали мои ученики на одном из классных собраний, мудрые заповеди В. А. Сухомлинского: «Сущность самовоспитания заключается в том, чтобы уметь заставить себя», «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляя себя делать то, чего не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли. Подавляйте в себе малейшие признание слабоволия» и т. д.

Воспитывая, воспитывай себя - это формула непререкаема, потому, что воспитание не может быть процессом односторонним. И у воспитанников, и у воспитателя могут быть свои правды свои резоны. И мы ищем путь к истине вместе.

А если лживость уже проникла в поры растущего человека? Универсального лекарства тут нет. Каждый раз приходится создавать его заново. Но две составляющие обязательны - разъяснение и доверие. И ещё одну хочется назвать - это ставка на чувство справедливости, порой искажённой, но справедливости. Самому отпетому подростку можно объяснить, что он поступил несправедливо. Я много раз убеждалась в том, как сильно действует этот простой довод, если его привести спокойно, без раздражения.

В самооценке ребёнка очень важно я считаю формулу « Я никогда не накажу тебя, если ты скажешь правду, какой бы она не была, и буду презирать тебя, если ты солжёшь». В конце концов, эта формула срабатывает обязательно.

Одним из важных факторов, способствующих возрастанию роли самовоспитания и самообразования, является творческое отношение к труду. Будь то учёба или обыкновенный «субботник».

Мне всегда нужна родительская поддержка. Единство родителей и учителей - одно из незыблемых моих правил. Чтобы лучше знать родителей, повернуть их лицом к своим детям, предлагаю тест, составленный английским психологом Г. Пэйном.

Вот некоторые вопросы из него:

1. Вы видите в своих детях:

А. Людей, равных вам?

Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить вашу молодость?

В. Маленьких взрослых?

Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

2. При споре с детьми вы:

А. Редко говорите, что они ошибаются.

Б. Соглашаетесь изменить позицию.

В.Оставляете последнее слова за детьми, не желая ссориться.

Г. Соглашаетесь, если они правы.

Всего дано 12 вопросов. Результаты бывают самыми неожиданными и побуждают к размышлениям.

Тесты проводятся и по другим темам. Часты в классе собрания-диспуты.

Так, на одном их них были подведены итоги игры, которая проводилась на классном часе «Мы выбираем, нас выбирают». Эта игра дала ребятам толчок для самоанализа. Никто не остался равнодушным к тому, что узнал о себе, о своих детях.

С интересом слушали родители итоги психологического практикума по теме «Личность», где ребята определяли свой темперамент по методике А. Белова. «Каждый человек - это огромный звёздный мир», - повторяем мы часто. Но ведь звёздный мир не только огромен. Он постоянно изменяется. Хотим мы или не хотим, но наше каждодневное поведение накладывает на детей свой отпечаток. Но только одного не принимает юная душа - грубого нажима.

Гуманную личность можно воспитать лишь нравственными средствами. Требуя что-либо от другого, требуй этого же и от себя. И если мы говорим о необходимости единства действий, то здесь мы должны понимать, прежде всего, единство с нашими воспитанниками. А в основу, кладу любовь и стремление к взаимоотношению.

Разговор о том, что между семьёй и классным руководителем должна быть глубокая дружба в вопросах воспитания детей далеко не нов, но остаётся всегда злободневным.

Ребёнка невозможно делить на сферы влияния: скажем, школа содействует его и правильному выбору профессии, а семья занимается его характером. Это разделение сугубо условное, и именно оно объясняет многие педагогические неудачи.

Чтобы определить воспитательный потенциал семьи, я стараюсь как можно больше узнать о родителях: изучаю условия каждой семьи, выясняю, где работают родители, как проводят свой досуг. Затем разрабатывается методика правильного общения между родителями и классным руководителем. Обычно оно не сводится только к родительским собраниям, где речь идёт только об учёбе. Взаимодействие семьи и школы проявляется в классе в разных сферах. Здесь и участие родителей в оформлении кабинетов, выступления родителей на собраниях по профориентации, военно-патриотической тематике, проблемам нравственности, участие в общих праздниках, соревнованиях класса.

Участие родителей в делах класса активизировало и деятельность родительского комитета. Повысилась роль родительских собраний в воспитании учащихся. Так на родительских собраниях часто возникает разговор о трудовой активности детей, о том, чему научился ребёнок в школе, дома. Родители обмениваются опытом семейного воспитания. Естественно, такие встречи помогают родителям определить правильно взаимоотношение с детьми, повышают их педагогическую культуру.

Совместная работа с родителями открывает возможности для профориентационной работы. С помощью них организуются экскурсии на предприятия, выставки, посвящённые профессиям, встречи с интересными людьми. И результат налицо: из 19 выпускников 2007 года 16 стали студентами вузов, пятеро из них по окончании будут работать на селе.

Чтобы родители были постоянно информированы, как их дети участвуют в общественной жизни класса, я внедрила в практику своей работы «Личную книжку учащегося». В ней совет отряда записывает о личных достижениях школьника в труде, спорте.

«Личная книжка учащегося» адресована и родителям: в ней имеется перечень трудовых умений и навыков, которыми школьник должен овладеть под руководством взрослых: «умей пришить заплату, научись ухаживать за младшими, знай, как ухаживать за верхней одеждой, умей гладить и складывать бельё» и т. д.

В «Книжке» есть и такие задания: учись интересно рассказывать дома о своей жизни в школе, веди каталог домашней библиотеки, обсуждай с домашними прочитанные книги.

Для меня не так важно, кто и к кому первым обратился за помощью и советом - учитель к родителям или они к педагогам. Здесь обе стороны должны работать в унисон. Здесь не нужны рецепты, наборы педагогических рекомендаций - их будет порождать сама жизнь, совместный поиск.

Удивительно точно выразил эту идею «Без семьи… мы были бессильны… Безграничное уважение и доверие к школе - вот что главное для коллектива наших родителей».

Мой опыт работы убеждает: постоянный контакт между учителем и родителями положительно влияет на учебно-воспитательный процесс в школе, и дома, помогает включать детей в ситуации выбора, оценивать свои действия, поступки, вовлекать в творчество.

Admin

Чтобы скачать материал или !

Воспитание - это целенаправленная помощь в развитии характера и положительных качеств личности, способностей и привычек. Такие качества определяются прежде всего отношением человека к Другому, к обществу, ко всем реалиям окружающего мира, к науке и процессу познания. Это отношение закрепляется в сознании в виде убеждений и в подсознании - в привычных формах поведения, устойчивой эмоционально-волевой позиции. Но закрепляется только в том случае, если человек устойчив в своих предпочтениях, и тогда они воплощаются в личностных качествах.

Воспитание требует особого уклада жизни и деятельности в мире соответствующих ценностей, особой организации всей системы взаимоотношений с окружающим миром, что, в свою очередь, связано с пониманием значения проблем нравственности и духовной культуры.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность самого человека, предусматривающая познание и развитие, формирование и совершенствование в себе положительных личностных качеств и преодоление отрицательных, овладение умением гармонизировать свой внутренний мир и отношения с окружающими.

Из всего многообразия воспитательных подходов для высшего медицинского образования наиболее значимы личностно ориентированный и философско -антропологический подходы.

Для уяснения их особенностей сопоставим личностно ориентированный подход с традиционным. Использование в педагогической деятельности и того и другого предполагает учет индивидуальных особенностей студентов. При личностно ориентированном подходе главной целью является развитие личности студента, а при традиционном реализуется другая целевая установка - обретение студентом социального опыта, определенных знаний, умений и навыков, обозначенных в типовых программах и обязательных для усвоения.

Выбор первого подхода обусловлен стремлением содействовать проявлению и развитию в человеке индивидуального, а выбор второго - социализацией, опорой на типичное без учета личностных особенностей. В этом и заключается принципиально важное отличие двух подходов.

Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода была идея К. Д. Ушинского о взаимосвязи педагогики как науки о воспитании с целым комплексом наук о человеке и опоре педагогов на эти знания при проведении воспитательной работы. Выделим наиболее важные положения этого подхода, значимые для практики медицинских вузов:

    способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, используемая в качестве средства и механизма подготовки студента-медика;

    способность к диалогическому взаимодействию;

    воспитание и самовоспитание, обучение и учение как способы бытия субъектов воспитательного процесса, требующие адекватных методов, средств, форм воспитания;

    утверждение ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса, диалогический стиль общения и взаимодействия по типу «субъект-субъект».

Приведем несколько наиболее близких нашему пониманию определений понятия «воспитание», которые даются в рамках философско-антропологического подхода.

Воспитание - это способ бытия человека, один из модусов, когда человек посредством собственных усилий, энергии, потребностей в диалоге с культурой (как условии бытия) самоосуществляется, реализуется, актуализируя свои природные задатки.

Воспитание - это не просто подготовка студентов к жизни, а сама их жизнь во всей ее полноте и многообразии.

Философско-антропологический подход обусловливает новый способ педагогического мышления, ориентированный на такие категории бытия (онтологические), как жизнь, смысл, любовь, стыд, милосердие, радость, печаль, смерть, но не на категории познания (гностические). Строй подобного мышления и практика воспитания направлены на сбережение, сохранение, выражение бытия, на оказание помощи развивающейся личности в том, как достичь согласия с собой, как прожить жизнь, реализуя свое главное предназначение.

Данный подход выдвигает следующие принципы воспитания:

    единство образовательного и воспитательного процессов;

    профессиональность и деонтологическая направленность;

    помощь и поддержка, сотрудничество;

    психологическая безопасность.

Достоинством философско-антропологического подхода для практики воспитания является его особое внимание к формированию в человеке человеческого, основанное:

    на уяснении и усвоении сущности родовых характеристик человеческого бытия - духовности, нравственности, творчества, без чего невозможна врачебная деятельность;

    ориентации на самопознание, личностный рост, продуктивные отношения, а не на тренировку определенных свойств в искусственно создаваемых ситуациях;

Использовании таких действенных модусов, как общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, любовь, стыд, разочарование и т.д.

Все эти проявления и качества реализуются на практических занятиях, а в дальнейшем на этапах обследования и лечения пациентов.

Таким образом, метод воспитания становится способом события воспитателя и воспитанника, в котором достигается взаимное влияние и изменение обоих участников процесса.

Подобные идеи близки педагогическим размышлениям Л. Н.Толстого. «Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, - считал он, - пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей».

Следует особо остановиться на характере употребления и значении отдельных, важных для описания сути педагогического процесса, психологических понятий.

Усвоение - психологический процесс, благодаря которому человек присваивает знания и общественно-исторический опыт, накопленный поколениями: «Усвоение - процесс воспроизведения человеком исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности».

Процесс усвоения начинается с момента рождения человека и осуществляется разнообразными путями и в многообразных формах в течение всей жизни, являясь основой развития его психики и поведения.

В настоящее время исторически сложились основные формы усвоения - непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная форма, игровая, учебная, общественно полезная и собственно трудовая деятельности. Этой последовательности соответствуют основные возрастные периоды жизни человека. После усвоения объективные сведения превращаются в субъективные навыки, знания, умения, убеждения.

Освоение - это синоним термина «усвоение», применяемый в тех случаях, когда речь идет об усвоении манипулятивных или деятельностных элементов объективного опыта человечества - операций, действий, форм деятельности. Управляемое усвоение - целенаправленное усвоение, осуществляемое, например, студентом под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (группы преподавателей).

Страница 14 из 14


Методы самопознания и нравственного самовоспитания

Одним из важнейших методов самовоспитания является само­критика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нрав­ственных отношений, в жизнедея­тельности, особенно – на работе, «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противо­речий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее тре­бование действенности самокритики – учет собственного дос­то­инства, ибо подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя.

Профессия и обстоятельства жизни требуют и таких ме­тодов самовоспитания аудиторов, как самоограничение и самоотказ, самообя­зательство и др. Самообязательство, в частности, широко приме­няется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Обязательства и самообяза­тельства возникают у аудитора после подписания молодым специалистом контракта с фирмой. Этот торжественный акт оставляет в сознании молодого человека глубокий след и навсегда сохра­няется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни.

Некоторые люди для выработки власти над собой при­меняют метод переключения. Метод этот заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.

Положительное влияние на процесс нравственного самовос­питания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может по­влечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредован­ным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).

При выполнении сложных задач, требующих больших воле­вых усилий, может применяться самоприказ. Самоприказ отдается во внутренней или внешней речевой форме. Воздействие само­приказа основано на силе словесного раздражителя. Использова­ние этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.

Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а также для развития положи­тельных качеств студенты и молодые специалисты составляют личные правила самовоспитания. Такие правила могут носить характер девиза. Например: «каждая секунда на учете, каждая минута – для пользы»; «преграды на то и существуют, чтобы их преодолевать»; «тяжело в учебе, легко в работе»; «дал слово – под­тверди делом» и др. Нередко личный план вырастает в программу само­воспитания, в которой ставятся конкретные задачи нрав­ственного самовоспитания на определенный период. Такую про­грамму имеют многие молодые люди. Характерно, что тот, кто активно работает над собой, испытывает потребность вовлекать в такую работу других. И тогда программа само­вос­питания прини­мает коллективный характер. Программа предусматривает озна­комление с теорией и методикой самовоспитания, а реализация ее осуществляется через деятельность. Она органически сочетает­ся с текущими и перспективными планами профессиональной деятельности и охватывает все стороны жизнедеятельности молодых специалистов. При этом главное внимание уделяется выработке умения всегда и везде следовать нормам сегодняшнего дня, научной организации труда, требова­ниям руководящих документов, стремлению учиться самому и учить других, помогать им словом и делом, контролировать их труд и учить самоконтролю. Желательно разработать тематику индивидуальных занятий по самообразованию, методику проведе­ния тренингов и упражнений. Одна из основных сторон этой работы по нравственному самовоспитанию - выработка стремления выполнять зада­ния только с высоким качеством, развитие навыков скрупулезно­го соблюдения после­довательности в действиях и взыскательности к себе.

В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, аудитор напомина­ет себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении профессиональной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоин­структирование, в детальное «проигрывание» предстоящей опера­ции и способов ее осуществления.

Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может поя­виться сомнение в их целесооб­разности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В про­цессе самоубеждения приводятся различные аргументы, подкреп­ляющие целесообразность предвари­тельного решения, и только после этого начинается его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и решение об отказе от вредных привычек, по­ступков.

Большую роль в процессе нравственного самовоспитания призвано играть правильно постав­ленное самовнушение. Само­внушаемость – нормальное свойство человеческой психики. Основой ее является нейтрализация задерживающих механизмов и критической способности личности. Такая нейтрализация достигается благодаря командной роли второй сигнальной системы относи­тельно первой.

Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно большой. Очень важно отбирать вну­шаемые идеи, остерегаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным – это зна­чит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе – это уже начало успеха.

В целом, как видим, методы и приемы нравственного само­воспитания охватывают все духовные и физические проявления человека – его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущ­ность действительного применения методов и приемов само­воспитания состоит в том, чтобы найти в духовном мире соб­ственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений, интересов, задатков и т.д., и так организовать их борьбу, чтобы потерпело поражение все негативное, аморальное, низменное.

Для принятия морального решения важно не только наличие морального побуждения, стрем­ления к добру, но и правильное понимание того, что в настоящих условиях является действитель­но добром, каковы объективные обстоятельства и какими сред­ствами при данных обстоятельствах можно наилучшим образом достигнуть желаемого. При этом надо уметь предвидеть буду­щее, чтобы возможно более точно рассчитать (опять этот расчет!) возможные косвенные последствия поступка. Без понимания об­становки, без умения заглядывать в будущее самое лучшее побуждение может или не осуществиться, или даже привести к от­рицательному результату. Известно изречение: «Услужливый дурак опаснее врага». У медведя из известной басни было вполне доброе намерение – отогнать муху от спящего путника, но результатом его действия было не добро, а зло. Следова­тельно, содержание поступка и его результат зависят не только от намерения, но и от знания того, что, как и при по­мощи каких средств надо делать, чтобы достигнуть поставлен­ной цели, а также от умения совершить планируемое действие. Мы видим, что при наличии положительного мотива из-за не­знания или неумения результат поступка может оказаться отри­цательным.

Существенным фактором нравственного самовоспитания является также художественно-эсте­тическая культура личности. Поэтому ее формирование – одна из важных задач воспитательной деятель­ности.

Настоящее искусство кристаллизирует эмоционально-идей­ный и эстетический опыт челове­чества, утверждая идеал социаль­ности и гуманизма, идеал гармонии мира (общества) и человека. Оно воспитывает высокие чувства и убеждения, среди которых моральные чувства и убеждения занимают важнейшее место. Оно вос­питывает в человеке восприимчивость к красоте и отвращение к безобразному. Оно объединяет мысли, чувства и волю людей, направляет их на служение соци­альным целям и идеалам.

Искусство, выполняя морально-воспитательную функцию, в то же время играет роль одного из факторов, определяющих эти­ческое поведение. Поскольку оно включает в себя моральное содер­жание, оно может рассматриваться в качестве своеобразно­го элемента морального сознания. В этом аспекте по характеру своего воздействия на поведение оно отличается от моральных чувств, убе­ждений, идеалов лишь тем, что выражает их в худо­жественной форме. Искусство придает им «дополнительную» ре­гулятивную силу, обусловленную эмоционально-образной, ярко выраженной эстетической формой, присущей ему как специфиче­скому явлению духовной жизни. Особой морально побуждаю­щей силой обладает образ положительного героя, способный во­плотить в себе основные характеристики нравственного идеала личности. Запечатлеваясь в памяти, этот образ может стать ор­ганической частью внутреннего мира личности, не только помо­гая ей выбрать правильную линию поведения, особенно в труд­ных ситуациях, но и способствуя появлению энтузиазма – того эмоци­онального напряжения, подъема, без которого не могли бы совершаться поступки высокого мораль­ного значения. Искусство не творит из самого себя нрав­ственные силы человека, оно лишь воплощает в своих творениях высшие проявления его моральных возможностей и, действуя на эмоционально-образную сферу сознания, оказывает существенное влияние на волю человека, на его поведение.

Одним из внеэтических факторов нравственного поведения является эстети­ческое чувство, чувство красоты. Важную роль в его формирова­нии играет искусство, но оно воспитывается и в процессе об­щения человека с природой, со всем окружающим его предмет­ным миром. Сущест­венное значение в этом же отношении имеет эстетический вкус личности. Эстетический вкус – способность человека рационально и эмоционально оценивать социальные и эстетические ценности, поступки людей, прежде всего, отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, моральное от аморального.

Чем руководствуется человек, ставя перед собой ту или иную конкретную цель? Он определяет ее под воздействием внешних и внутренних побуждений. К внешним относятся социальные, про­фессиональные, служебные, семейные и всякие иные обязанности, а к внутренним – потребности, интересы, желания, эмоции, страсти. И вот здесь перед личностью возникает ряд духовных барьеров. Первый – это эстетический барьер. Он – самый разно­сторонний, ибо опосредует чуть ли не каждый шаг человека. Даже в таких буднично-бытовых действиях, как общение, принятие пищи, одежда и т.п., человек постоянно руководствуется критери­ем «красиво – некрасиво». Определяет выбор его в этом случае такая категория, как эстетический вкус. Но, допустим, человек преодолел этот барьер: цель представляется ему настолько заманчивой, что ради ее достижения он решается поступить «некрасиво». Тогда перед ним возникает другой барьер – нравственный со своей системой крите­риев, суть которых сводится к понятиям «хорошо – плохо». Регулировать движение по этому пути помогает в данном случае такая категория, как совесть, благодаря которой человек способен испытать чувство стыда за свои действия, и это может стать решающим фактором для прекращения дальнейшей попытки совершения неблаговидных действий. И только после преодоления этого барьера перед человеком возникает третий и последний барьер – правовой.

Выбор теперь посредуется лишь страхом перед наказа­нием, которого человек надеется избежать. Очень хорошо сказал по этому поводу Сомерсет Моэм: «В борьбе с человеческой личностью общество пускает в ход три оружия: закон, общественное мнение и совесть; закон и обще­ственное мнение можно перехитрить, но совесть – предатель в собственном стане. Она сражается в челове­ческой душе на сторо­не общества и заставляет личность приносить себя в жертву на алтарь про­тивника».

Введение 2

Сущность, методы и этапы самовоспитания 3

От самопознания к самовоспитанию 6

Этапы самовоспитания 8

Заключение 10

Список литературы 12

Введение

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно, прежде всего, с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.

Сущность, методы и этапы самовоспитания

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: "Не плачь - ты мужчина", "Не пачкайся - ведь ты девочка" и т.п., т.е. ребенок получает эталоны "хорошего - плохого". И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Основные труды по проблемам самовоспитания

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием ” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т.д.

В книге “Воспитай себя ” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.

Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя ” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера ”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дейла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей ”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.

В продолжение темы:
Макияж

Детские болезни всегда становятся причиной переживаний для родителей. Если ребенок вялый, жалуется на тошноту, отказывается от еды, а чуть позже у него появляется рвота,...

Новые статьи
/
Популярные