"Непростая история": как развиваются российско-японские отношения. Российско-японские отношения Русско японские отношения в 20 веке

К себе уже большую часть Сибири, выходит к берегам Охотского моря . К этому времени относится первая встреча русских с одним из потерпевших кораблекрушение японцев по имени Дэмбэй, то есть примерно в 1701 году Россия узнала о существовании такой страны как Япония. Дэмбэй был доставлен в Москву и получил аудиенцию у Петра I , после которой в 1705 году Пётр приказал открыть в Санкт-Петербурге школу японского языка , а Дэмбэя назначить её учителем. После этого на государственном уровне организовываются экспедиции по поиску морского пути в Японию, и в 1739 году корабли Шпанберга и Вальтона подошли к берегам провинций Рикудзэн и Ава. Полученные населением от русских серебряные монеты были доставлены в бакуфу , которое в свою очередь обратилось за консультацией к проживавшим в Японии голландцам. Те сообщили о месте чеканки данных монет, и таким образом Япония также узнала о существовании на севере от неё страны «Оросия» (Россия).

Русско-японская война

Японская интервенция на Дальнем Востоке

Довоенное время

Вторая мировая война

Послевоенное время

  • Прекращено состояние войны и установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Японией; после подписания мирного договора СССР готов рассмотреть вопрос о возможности передачи Японии острова Шикотан и архипелага Хабомаи. То есть Япония подтвердила юрисдикцию СССР над всеми Курилами и Сахалином. Ратификация: Япония - 5 декабря, СССР - 8 декабря.

Территориальные претензии Японии включают, в том числе, претензии на южную группу Курильских островов

Япония и РФ

Политическое развитие Курильской проблематики

После распада СССР Российская Федерация унаследовала советско-японские отношения. Как и раньше, главной проблемой, стоящей на пути полноценного развития отношений между обеими сторонами, остался спор о принадлежности Курильских островов, мешающий подписанию мирного договора.

Экономическое сотрудничество

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.

Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.

В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и Иосиро Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт , наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д.

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.

Австрия Албания Андорра Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Ватикан Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Исландия Испания Италия Лихтенштейн Люксембург Македония Мальта Монако Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Сан-Марино Сербия Словакия Словения Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Швейцария Швеция

Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Камбоджа Катар Кипр Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивы Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таиланд Турция Филиппины Шри-Ланка Япония

Алжир Ангола Бенин Ботсвана Буркина-Фасо Бурунди Габон Гамбия Гана Гвинея Гвинея-Бисау Джибути Египет Замбия Зимбабве Кабо-Верде Камерун Кения Коморские острова Демократическая Республика Конго Республика Конго Кот-д"Ивуар Лесото Либерия Ливия Маврикий Мавритания Мадагаскар Малави Мали Марокко Мозамбик Намибия Нигер Нигерия Руанда Сан-Томе и Принсипи Свазиленд Сейшелы Сенегал Сомали Судан Сьерра-Леоне Танзания Того Тунис Уганда ЦАР Чад Экваториальная Гвинея Эритрея Эфиопия ЮАР

Антигуа и Барбуда Багамы Барбадос Белиз Гаити Гватемала Гондурас Гренада Доминика Доминиканская Республика Канада Коста-Рика Куба Мексика Никарагуа Панама Сальвадор Сент-Винсент и Гренадины Сент-Китс и Невис Сент-Люсия США Тринидад и Тобаго Ямайка


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русско-японские отношения" в других словарях:

    1) Р. я. д. 1855 о дружбе, торговле и границах подписан 7. II в Симоде уполномоченным России вице адмиралом Е. В. Путятиным и уполномоченными Японии Цуцуя Хизенно и Кавади Сайэменни. Активизировав в 40 50 х годах 19 в. свою политику на Дальнем… … Дипломатический словарь

    Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Договор 1855 о торговле и границах, подписан 26 января (7 февраля) в г. Симода Е. В. Путятиным со стороны России, Цуцуи Масанори и Кавадзи Тосиакира со стороны Японии. Согласно договору, состоявшему из 9 статей, устанавливались… … Большая советская энциклопедия

    Договор 1855 о торговле и границах подписан 26 янв. (7 февр.) в г. Симода Е. В. Путятиным, Масанори Цуцуи и Тосиакира Кавадзи. Договором устанавливались дипломатич. отношения между странами. Во владениях обоих гос в русские и японцы должны были… … Советская историческая энциклопедия

Первые были согласованы ещё 300 лет назад. Но какими были отношения стран в самом начале и что их характеризует сегодня?

После того как в середине XVII ст. Россия присоединила к себе часть Сибири, перед нами открылся выход к берегам Охотского моря. Именно здесь русские впервые узнали о том, что существует такая страна? Япония. В начале XVIII века у берегов Охотского моря был найден один из потерпевших кораблекрушение японцев. Денбея доставили в Москву, где он получил аудиенцию у Государя Петра I. Впоследствии, по приказу императора, в Санкт-Петербурге открыли школу японского языка, а самого Денбея назначили её учителем (1705 год). На протяжении ещё нескольких лет на высшем государственном уровне были предприняты попытки организовать экспедицию по поиску морского пути в Страну восходящего солнца. Так, к 1739 году корабли под командованием Шпанберга и Вальтона отдали швартовые у берегов провинций Ава и Рикудзэн. от русских моряков получило серебряные монеты, которые затем были доставлены в бакуфу, а оттуда перешли к проживавшим на острове голландцам. Те смогли объяснить японцам о месте чеканки монет. Так и Япония узнала о том, что на севере от неё находится прекрасная, как они её затем называли, страна «Оросия».

Отношения России и Японии в ХХ веке нельзя было назвать спокойными: как большая часть планеты, наши страны воевали друг с другом.

Вначале - Русско-японская война 1904-1905 гг., результатом которой стала потеря для Российской Империи территории Сахалина и Курильских островов. К тому же, во время Второй мировой Япония подписала союз с Германией (после капитуляции Японии в мае 1945 г. был аннулирован). СССР же по окончанию войны, согласно договоренностям, принятым на Ялтинской конференции, вынужден был разорвать Пакт о нейтралитете между СССР и Японией (подписанный странами ещё до войны) и в августе 1945 года объявить войну островной стране. Кстати, всего за два дня до этого США нанесло по двум японским городам первый в мире ядерный удар.

Русско-японская война продлилась меньше месяца, состояла из трех масштабных операций, вследствие чего 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала.

Признаться, Дальневосточный фронт был сформирован правительством СССР ещё в 1940 г., так что вариант войны с Японией Сталиным однозначно рассматривался. Однако нападение Гитлера в 1941 г. вынудило его подписать Пакт о нейтралитете.

В результате войны 1945 г. в состав СССР были включены отбитые Японией ранее Курилы и Сахалин.

К 1956 г. между странами был подписан Мирный Договор, подтвердивший юрисдикцию СССР над Курилами и Сахалином.

Пройдет ещё порядка 17-ти лет прежде чем представители стран смогут вновь сесть за стол переговоров. Такая встреча произошла в Москве в 1973 году. С тех пор прошло немало времени и Япония сегодня? один из наиболее привлекательных партнеров в сфере автомобилестроения, нефтепромышленности и других крупных отраслей. Российский «Газпром» не первый год сотрудничает с японскими компаниями Mitsui и Mitsubishi: вместе с англо-голландской компанией Royal Dutch Shell они задействованы в проекте «Сахалин-2», главная цель которого? разработка Пильтун-Астохского, а также Лунского месторождений в Охотском море.

Летом 2011 года российская сторона предложила Японии совместными усилиями осваивать нефтяные месторождения в районе Курил.

Российско-японские отношения в современных условиях

Введение

Будучи странами-соседями отношения между Россией и Японией не могли не завязаться с давних лет. Начинаются они еще при российских государях, когда Россия значилась как империя.

На современном этапе распространено мнение, что отношения между Россией и Японией находятся в весьма напряженном состоянии, что не оправдано. Естественно Курильский конфликт дает о себе знать, но сотрудничество между странами, особенно в сфере атомной промышленности, только набирает обороты. Были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи.

Из истории Российско-Японских отношений

японский сотрудничество курильский атомный

Русско-японские отношения берут свое начало с 27 декабря 1991 г., когда правительство Японии признало Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР.

В Московской декларации, подписанной в ноябре 1998 года, поставлена задача строительства между двумя странами долгосрочного созидательного партнерства. Поддерживается регулярный и доверительный диалог на высшем уровне.

В 2003 г. по итогам переговоров Президента Российской Федерации В.В. Путина и Премьер-министра Дз. Коидзуми был принят «Российско-Японский план действий» - обширный политический документ, в котором намечены основные направления дальнейшей работы по развитию двусторонних отношений. В нем, в частности, предусматривается развитие политического диалога, продолжение переговоров по мирному договору, сотрудничество на международной арене, торгово-экономическое взаимодействие, развитие связей в правоохранительной и оборонной областях, углубление культурных и гуманитарных обменов. Положения Плана в целом успешно реализуются по всем направлениям. Японская сторона также выражает удовлетворение ходом его реализации, за исключением переговоров по мирному договору.

ноября 2008 г. в Лиме в рамках саммита АТЭС и 18 февраля 2009 г. в Южно-Сахалинске были проведены отдельные беседы Президента России Д.А. Медведева с Премьер-министром Японии Т. Асо, в ходе которых были достигнуты договоренности об осуществлении визита Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в Японию в мае 2009 г. и проведении отдельной беседы лидеров в ходе саммита «Группы восьми» в Италии в июле 2009 г.

В июле и ноябре 2007 г., а также в декабре 2008 г. состоялись визиты в Японию делегации во главе с С.Е. Нарышкиным для участия в церемониях открытия и закрытия «Фестиваля российской культуры в Японии - 2007».

На регулярной основе осуществляются контакты между министрами иностранных дел двух стран (14-15 апреля 2008 г. Москву с рабочим визитом посетил Министр иностранных дел Японии М. Комура, 4-5 ноября 2008 г. состоялся визит С.В. Лаврова в Японию).

С 2007 г. действует механизм российско-японского стратегического диалога на уровне первых заместителей министров иностранных дел (обсуждение ключевых международных проблем, прежде всего связанных с глобальной и региональной безопасностью) под углом взаимодействия в решении международных проблем. Очередное пятое заседание в данном формате состоялось в октябре 2008 г.

В январе 2009 г. Японию с визитом посетил Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов.

В последнее время наблюдается заметная активизация двусторонних торгово-экономических связей. В 2006 г. объем российско-японского товарооборота составил 12,5 млрд. долл. США, а в 2007 г. - 20,1 млрд. долл. США, что является рекордным показателем за всю историю двусторонних отношений. В 2008 г. объем торговли, может достигнуть 30 млрд. долл. США. Знаковым событием в двусторонних торгово-экономических связях стало строительство под Санкт-Петербургом автосборочных предприятий концернов «Тойота», «Ниссан» и «Судзуки». В декабре 2007 г. состоялась церемония пуска завода «Тойота», на которой присутствовали В.В. Путин и бывший Премьер-министр Японии Ё. Мори. В июле 2008 г. состоялась церемония начала строительства завода компании «Комацу» в Ярославле.

С 1994 г. действует Российско-Японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (сопредседатели - Министр промышленности и торговли России В.Б. Христенко и министр иностранных дел Х. Накасонэ). Восьмое заседание Комиссии состоялось 21 октября с.г. в Токио.

В 2005 г. начала свою деятельность Российско-Японская организация по содействию торговле и инвестициям, цель которой - формирование условий для расширения масштабов делового взаимодействия между Россией и Японией.

Регулярно проводятся Российско-Японские Форумы (глава российской делегации - заместитель Председателя Совета Федерации Д.Ф. Мезенцев) по линии Центра стратегических разработок и Японского фонда международных обменов (с нынешнего года российским организатором станет Институт современного развития). Налажены межпартийные связи между «Единой Россией» и ЛДП Японии, «Справедливой Россией» и членом японской правящей коалиции - центристской партией «Комэйто».

Продвигается взаимодействие в других практических сферах отношений, в том числе и ранее «закрытых»: развиваются контакты по военной линии, между пограничными и правоохранительными ведомствами России и Японии.

Углубляются культурные, гуманитарные, молодежные обмены, связи по линии парламентов и общественности. В 2003-2004 гг. в России прошел «Фестиваль японской культуры - 2003». С 2006 г. в Японии ежегодно проходят фестивали российской культуры, мероприятия которых пользуются неизменным успехом у японских зрителей. Очередной фестиваль прошел в июле - декабре 2008 г.

В апреле 2007 г. в Москве прошло очередное заседание Российско-Японской комиссии по молодежным обменам.

Развиваются контакты в научно-образовательной сфере. В феврале 2006 г. в Токио состоялась 9-я сессия межправительственной Российско-Японской комиссии по научно-техническому сотрудничеству. Утверждена Программа сотрудничества на 2006-2007 гг., включающая 106 совместных научных проектов.

В последние годы заметно активизировалось сотрудничество России и Японии на международной арене (урегулирование ситуации на Корейском полуострове, антитеррор, вопросы стратегической стабильности, взаимодействие в ООН и др.).

Вместе с тем, на характере и динамике российско-японских отношений сказывается наличие у Японии военно-политического союза с США и связанное с ним следование Токио линии Вашингтона, в т.ч. - в вопросах связей с Россией. Так, под давлением американцев в связи с событиями на Кавказе в августе 2008 г. японское председательство отменило или перенесло ряд мероприятий в рамках «восьмерки», где планировалось участие России (данные мероприятия были). При этом, однако, Токио не пошел на ограничение или свертывание отношений с Россией на двусторонних треках.

Особенностью отношений с Токио является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании. Между Россией и Японией ведутся соответствующие переговоры.

Основной проблемой на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда). По данному вопросу стороны занимают противоположные позиции.

В то же время, сдерживающее воздействие нерешенности т.н. территориальной проблемы на развитие российско-японских отношений значительно уменьшилось. Это связано, прежде всего, с укреплением международных позиций России и пониманием в Токио необходимости развития российско-японских отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество, на фоне поступательного роста экономики России и повышения инвестиционной привлекательности российского рынка.

Атомное сотрудничество

Открытая дверь в атомное будущее

Соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии позволит России и Японии заключать контракты, касающиеся ядерного топливного цикла, разведки и обогащения урана, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам встречи с японским коллегой Таро Асо.

«Стало возможным заключение ряда контрактов», - сказал российский премьер.

По его словам, речь идет «о топливно-ядерном цикле, разведке и обогащении урана, а также об энергетическом машиностроении».

В свою очередь генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко в преддверии подписания документа сообщил журналистам, что соглашение о «мирном атоме» открывает путь ряду проектов на миллиарды долларов.

По его словам, соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атома включает в себя режим нераспространения со всеми странами.

«Мы придерживаемся режима нераспространения со всеми странами, с которыми работаем», - сказал Кириенко. По его словам, все решения построены на том, что в России есть центр по обогащению урана под гарантии МАГАТЭ, который включен в список.

Российские и японские атомщики ожидали подписания соглашения для реализации совместных масштабных проектов. Между двумя крупнейшими мировыми атомными холдингами - ОАО «Атомэнергопром» и Toshiba - еще в марте 2008 года было подписано генеральное рамочное соглашение о сотрудничестве.

Спустя год, в марте 2009 года «Атомэнергопром» сообщил, что договорился с японской компанией уже о совместных действиях на рынке товаров и услуг ядерно-топливного цикла Японии и других государств азиатского региона (на неэксклюзивной основе). В тоже время партнеры заявили, что проекты можно будет реализовать только после соглашения о «мирном атоме».

По словам заместителя руководителя Института безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) Рафаэля Арутюняна, данное соглашение «открывает большие перспективы в выгодном для России сотрудничестве с Японией в атомной сфере».

«Соглашение подписано, и оно создает много возможностей для двух стран в развитии взаимодействия по всему спектру услуг ядерно-топливного цикла. Перспективы очень большие. Япония - страна с развитой атомной энергетикой, для нее, как и для РФ, это соглашение много значит», - сказал РИА Новости эксперт.

Очередь урановых проектов

Соглашение предполагает, что на территории Японии будет создан гарантийный склад низкообогащенного урана. Кириенко сообщил, что для этого ОАО «Техснабэкспорт» и Toshiba намерены подписать соглашение о создании совместного предприятия по проработке возможностей формирования склада и стороны договариваются, «чтобы СП было открыто для японских потребителей».

Ранее сообщалось, что «Атомэнергопром» и Toshiba договорились начать детальное изучение возможности совместного строительства на территории Японии или другого государства завода по обогащению урана, базирующегося на высокоэффективной российской газоцентрифужной технологии.

Согласно тексту соглашения, РФ и Япония намерены обмениваться информацией, в том числе, относящейся к ядерной безопасности, сотрудничать в разведке и разработке урановых месторождений, проектировании, строительстве и эксплуатации легководных реакторов, переработке и обращении с радиоактивными отходами, ядерной безопасности, включая радиационную защиту и контроль за состоянием окружающей среды, вместе работать при исследованиях и применении радиоизотопов и излучения.

Соглашение заключено сроком на 25 лет. Однако если ни одна из сторон не прекратит действие соглашения, оно будет иметь бессрочный характер.

Русско-японское атомное сотрудничество

Сегодня Россия и Япония взаимодействуют в обеспечении безопасной эксплуатации АЭС, в сфере услуг ядерно-топливного цикла, в реализации проекта строительства ИТЭР, в стажировке специалистов и обмене опытом.

С 1999 года российская компания «Техснабэкспорт» (100-процентное дочернее предприятие «Атомэнергопром») поставляет в Японию российский низкообогащенный уран. С тех пор доля российских услуг по обогащению урана для нужд японской атомной энергетики постоянно растет и сегодня составляет около 15% от общих потребностей этой страны. Идет планомерный рост поставок, которые к 2014 году составят до 25% японского рынка.

С рядом японских компаний, в том числе, Mitsui и Marubeni, госкорпорация «Росатом» обсуждает возможность совместного участия в освоении урановых месторождений на территории как России, так и третьих стран. Успешная реализация этих и других проектов позволит взаимовыгодно работать над обеспечением необходимым стратегическим сырьем и российской, и японской атомной энергетики.

Кроме того, в рамках программы «Глобальное партнерство» Япония финансирует работы по утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации. В течение 2004-2009 годов была проведена утилизация лодки класса «Виктор-1», трех лодок класса «Виктор-III» и лодки класса «Чарли-1». В течение 2009 года были утилизированы еще две лодки класса «Виктор-III». Общая стоимость работ по этому направлению составила около 50 миллионов долларов.

Все отходы «Фукусима-1» будут захоронены в России?

Еще никто не вспоминал о том, что 12 мая 2009 года в Токио генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко и министр иностранных дел Японии Хирофуми Накасонэ подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии.

Документ был подписан в рамках рабочего визита в Японию премьер-министра России Владимира Путина». Среди всего прочего в этом договоре есть пункт по которому Россия принимает обязательства по утилизации и переработке ОЯТ (отработанного ядерного топлива). Буквально на днях Сергея Кириенко вызвали в вашингтонский обком где велся разговор о возможностях Росатома по приему и захоронению на территории России радиоактивных материалов с места аварии в Фукусиме (а это буквально все, будет сниматься даже верхний слой почвы).

Транспортировка будет осуществляться через порт Восточный (рядом с Находкой). По железной дороге. Вероятно, что ввиду срочности и большого количества эшелонов будут загружен и Транссиб и БАМ. На территории России для транспортировки ОЯТ применяется несколько типов вагонов:

Так что, как только такой порожняк в большом количестве погонят через амурские станции на восток, значит процесс пошел! Обратно пойдут груженными японскими посылками.

Основная проблема сотрудничества

Основной проблемой по общепризнанному мнению является территориальный вопрос в отношении островов, вызывающих много споров и конфликтов. Разберемся поподробнее, почему так важна эта территория для России и Японии.

Принадлежность островов и судоходство

Нередко заявляется, что между островами пролегают единственные российские незамерзающие проливы Екатерины и Фриза из Японского моря в Тихий океан, и, таким образом, в случае передачи островов Японии тихоокеанский флот России в зимние месяцы будет испытывать трудности по выходу в акваторию Тихого океана:

Начальник Федерального главного управления «МАП Сахалина» министерства транспорта РФ Егоров М.И. в ходе доклада особо предупредил, что в случае уступки территориальным требованиям Японии, Россия потеряет незамерзающие пролив Фриза и пролив Екатерины. Тем самым Россия потеряет свободный выход в Тихий Океан. Япония обязательно сделает проход через проливы платным или ограниченным.

Однако ограничение российского судоходства - кроме боевых кораблей при конфликте - в этих проливах, а тем более введение платы противоречило бы некоторым положениям общепризнанного в международном праве (в том числе признанному в Конвенции ООН по морскому праву, которую Япония подписала и ратифицировала) права мирного прохода, тем более что Япония не имеет архипелажных вод.

Если иностранное торговое судно выполняет указанные требования, прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу через территориальные воды и обязано принять все необходимые меры для безопасного осуществления мирного прохода - объявлять, в частности, для общего сведения о всех известных ему опасностях для судоходства. Иностранные суда не должны облагаться какими-либо сборами за проход, за исключением сборов и платы за фактически оказанные услуги, которые должны взиматься без какой-либо дискриминации.

Кратчайший морской путь из Владивостока в Петропавловск-Камчатский проходит не через южные курильские проливы, судоходство идёт через Четвёртый Курильский пролив (к югу от острова Парамушир).

При этом кратчайший путь из Владивостока в Тихий океан лежит через незамерзающий пролив Цугару между островами Хоккайдо и Хонсю. Этот пролив не перекрывается территориальными водами Японии, хотя может быть включён в состав территориальных вод в одностороннем порядке в любой момент.

Позиции третьих стран

Мао Цзэдун в 1964 году выражал поддержку позиции Японии на встрече с японскими социалистами, но позднее в том же году отзывался о своих высказываниях как о «холостом выстреле».

По состоянию на 2010 год, США считают, что суверенитетом над спорными островами обладает Япония, при этом отмечая, что статья 5 американо-японского договора о безопасности (о том, что атака на любую из сторон на территории, управляемой Японией, считается угрозой обеим сторонам) не относится к данным островам, как не управляемым Японией. Аналогичной была и позиция администрации Буша-младшего. О том, была ли ранее позиция США иной, в академической литературе существует спор. В 2011 году в пресс-службе Посольства США в Российской Федерации отметили, что данная позиция США существует давно и отдельные политики лишь подтверждают её.

Обострение в 2010 году

1 ноября 2010 года президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, что вызвало резкую критику со стороны японского правительства.

Медведев стал первым российским президентом, посетившим один из Курильских островов. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. Руководитель секретариата кабинета министров Японии Йосито Сэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации.

В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России.

Президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, спор о принадлежности которых идет между Японией и Россией. Это вызвало резкую критику со стороны японского правительства.

Медведев стал первым российским президентом, посетившим один из Курильских островов, являющихся объектом территориального спора. Россия и Япония заявляют свои права на четыре острова, которые в России называют Южными Курилами, а в Японии - «северными территориями». Советский Союз захватил эти острова, объявив войну Японии в конце Второй мировой войны, после чего с островов были выселены более 15 000 проживавших там японцев. Этот территориальный спор не позволял двум странам заключить официальное мирное соглашение.

По словам президента Медведева, он побывал на этих островах, поскольку хотел увидеть, как живут люди на самом южном острове, Кунашире. Он сказал, что хотел убедиться в том, что уровень жизни на островах соответствует общероссийским стандартам, и что важно обеспечить наличие врачей и других специалистов в этих районах.

Премьер-министр Японии Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. По словам Кана, Япония никогда не меняла своей позиции в отношении четырех северных островов, которые она считает своей территорией. Он считает то, что российский президент решил посетить эти острова, достойным сожаления.

Руководитель секретариата кабинета министров Японии Йосито Сэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации.

Тем временем, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева. Глава российского внешнеполитического ведомства заявил, что реакция японской стороны на визит президента Медведева на Курильские острова была недопустимой. Сергей Лавров заявил, что эти острова являются территорией России.

Министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара сообщил во вторник 2 ноября, что глава японской миссии в России «временно» вернется в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. Тем не менее, по словам пресс-секретаря японского правительства Йосито Сенгоку, запланированная встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдет 13 и 14 ноября в Японии, должна состояться.

Японский премьер уже испытывает падение популярности в своей стране: многие японцы недовольны его действиями в ходе аналогичного спора с Китаем из-за группы островов.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова. По словам главы российского МИДа, который в настоящее время находится в Осло, во вторник 2 ноября президент Медведев сообщил ему о своих планах посетить другие острова архипелага.

Правительство Японии выразило решительный протест против состоявшегося визита российского министра обороны, посетившего южные Курильские острова, которые и Япония, и Россия считают своими.

Четыре острова, которые называются Южными Курилами, и которые японцы называют Северными территориями, отошли к Советскому Союзу после Второй мировой войны. Территориальный спор вокруг этих островов до сих пор, через 65 лет после окончания военных действий, не дает двум странам заключить мирное соглашение.

Премьер-министр Японии Наото Кан назвал посещение двух из этих островов министром обороны России Анатолием Сердюковым «в высшей степени достойным сожаления». Эта поездка состоялась лишь за неделю до запланированного визита в Москву министра иностранных дел Японии Сейджи Маехары.

Симотомаи Набуо по поводу Курильского вопроса

Мы не хотим воевать из-за Курил

Профессор юридического факультета университета Хосэй (Токио) Нобуо Симотомаи рассказал газете «Взгляд» о том, как внутри японского общества смотрят на спор с Россией из-за Курильских островов. Эксперт признал, что японское общество относится к этой теме болезненно, но готово на компромиссы. «Спор о Курильских островах результат холодной войны. Заключить нам мир с Москвой в свое время помешали США», - сказал г-н Симотомаи.

Господин Симотомаи, можно ли сказать, что мечта о возвращении северных территорий остается для массового японского сознания очень важной и даже носит болезненный оттенок?

В принципе, да. Японцы считают, что острова принадлежат им. Это преобладающая внутренняя точка зрения… Но так как сейчас на островах проживают более 17 тыс. россиян, мы признаем, что нужен компромиссный вариант.

Чем Курильские острова так важны для Японии с точки зрения экономики, политики?

Это касается больше истории. Эти острова - символ престижа Японии. Мирные отношения между странами прекратились после Первой мировой войны и Октябрьской революции в России. Во время Великой Отечественной войны наши отношения были нейтральны, а затем до 1960-х годов был застой. Даже после этого всегда оставалась какая-то нервозность в отношениях.

Хотя в период горбачевской перестройки были положительные периоды. Тем не менее полнокровные отношения пока не складываются. Мы надеемся, что заключение мирного договора поможет преодолеть период застоя, чьим символом всегда был территориальный спор.

Как в стране пропагандируется официальная позиция по Курилам в детсадах, в школе, по ТВ?

В японских СМИ, особенно 7 февраля, в День северных территорий, излагается эта точка зрения. В 1875 году все Курильские острова отошли Японии, и это считается официальной позицией. На этот раз премьер-министр очень дерзко высказал свое мнение. Да, он сделал это заявление для «внутреннего потребления». Возникает очень нервная реакция со стороны общественного мнения. В Японии сейчас этот вопрос очень важен, как и для Москвы. Ваш президент тоже ведь из-за начала политического сезона посетил остров Кунашир.

До какой степени Япония готова давить на Россию, чтобы вернуть острова? Возможно вооруженное столкновение?

В период холодной войны острова могли представлять опасность для возникновения конфликта. Но сейчас нет никаких идеологических и ядерных угроз. Визит вашего министра обороны Сердюкова был символичным. Это не представляет японцам большой угрозы, мы не хотим воевать. У нас мирный путь, который исключает военный конфликт. Это наш приоритет. Насколько я понимаю, Россия символично хочет показать свою мощность, но тоже не намерена воевать.

Почему сейчас Япония не идет на компромисс по модели 1956 года? Тогда Москва предлагала Токио заключить мирный договор с передачей Японии двух островов: Шикотан и Хабомаи?

Эти острова составляют меньшую часть северных территорий. Остальные два - большие острова Кунашир и Итуруп - никогда не были российской землей, о чем молчат российские СМИ. Все Курильские острова отошли Японии согласно договору от 1875 года. Это был первый мирный договор между двумя странами. Этот договор, как я понимаю, нарушил Сталин.

Кстати, не только японцы считают Курилы своими. Китай тоже поддерживал это мнение. В свое время Мао Цзэдун называл Курилы японской территорией. Правда, надо признать, что сейчас официальная позиция Китая заключается в том, что Курилы - российская территория. После встречи Ху Цзиньтао с вашим президентом Китай официально подтверждает этот принцип.

Правда ли, что заключить мир с Москвой в 1950-60-е годы вам помешало давление США? Американцы грозили не вернуть Японии острова Окинава, если Токио откажется от своих претензий на Итуруп и Кунашир?

Да, на самом деле этот спор - результат холодной войны. Насколько я понимаю, самым большим препятствием в хрущевский период была позиция США и Великобритании. Там не хотели, чтобы японское правительство заключало мирный договор с СССР. Они считали это опасным для англо-американского миропорядка. Им было выгодно, чтобы даже в период мирного существования не появилось договора между Москвой и Токио.

11 февраля должны состояться переговоры глав внешнеполитических ведомств наших стран. В такой нервной атмосфере не было ли лучше вообще отложить визит?

Мы хотим продолжать экономическое развитие, которое идет неплохо. Сейчас азиатское пространство переживает экономический подъем, поэтому Россия тоже хочет включиться в этот процесс - в первую очередь ради развития Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Оценка ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения)

Недавний визит президента России Дмитрия Медведева на остров Кунашир вновь поднял традиционный, если не сказать фундаментальный для российско-японских отношений Курильский вопрос. Каковы перспективы решения этого территориального спора в ближайшем будущем.

Отдать нельзя оставить. Проблема, где поставить запятую в этом предложении, перед большинством россиян не стоит: по результатам опроса ВЦИОМ, 89% жителей страны выступают против идеи передать Японии четыре южных острова Большой и Малой Курильских гряд. 79% респондентов считают, что нужно окончательно оставить острова за Россией и вообще перестать обсуждать эту территориальную проблему.

Граждане Японии, однако, столь же искренне убеждены в том, что острова Кунашир, Итуруп, гряда мелких островов и скал Хабомаи и остров Шикотан (Северные территории) принадлежат именно их стране. Более того, каждый год 7 февраля японцы отмечают День Северных территорий - в этот день в 1855 году в японском городе Симода был подписан Трактат о торговле и границах между Россией и Японией, закрепивший за Японией остров Итуруп и прочие Курильские острова к югу. Специальным днем в календаре Япония не ограничилась: в июле 2009 года парламент страны одобрил поправки к закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему», в которых четко говорится о том, что четыре Южно-Курильских острова принадлежат Японии.

Немалую роль в нагнетании ажиотажа вокруг территориальной проблемы играют местные СМИ, которые позволяют себе довольно эмоциональные формулировки. Так, Киоко Ямагучииз авторитетной газеты The Yomiuri Shimbun отметила, что Дмитрий Медведев стал первым российским руководителем, посетившим Северные территории «после того, как СССР незаконно оккупировал острова в 1945 году». О факте подписания Японией в том же году Акта о безоговорочной капитуляции, а в 1951-м - Сан-Францисского мирного договора (предусматривавшего, помимо прочего, незаконность претензий побежденной Японии на Курильские острова), журналистка деликатно умолчала. Не менее авторитетная и популярная у японцев The Mainichi Shimbun Сан-Францисский договор упомянула - но только для того, чтобы подчеркнуть, что СССР его не подписал и проблема северной границы Японии с Россией никакого официального решения не имеет. Сам визит Медведева на Кунашир в газете назвали «подрывом доверия» и возмутительным игнорированием «предупреждений» с японской стороны, а правительству Японии, «пассивно позволяющему России осуществлять контроль над Северными территориями», посоветовали занять более жесткую позицию в территориальном споре.

Стоит отметить, что Сан-Францисский мирный договор создал неоднозначную с правовой точки зрения ситуацию. Неподписание его СССР лишило Россию как правопреемницу права ссылаться на единственный договор, по которому Япония отказалась от всех прав и претензий на Курильские острова, и это несколько ослабляет позицию российской стороны в территориальном споре. Но помимо этого в самом договоре вообще никак не определяется статус островов, их принадлежность конкретному государству. Хироши Кимура, профессор политологии Университета Такусеку, считает, что «архитектор» Сан-Францисского договора, полномочный представитель США на Сан-Францисской конференции Джон Даллес намеренно использовал тактику половинчатых решений, в соответствии с которой на конференции (а затем и в самом договоре) подтвердился лишь отказ Японии от прав на Курильские острова, но сохранилась неопределенность в отношении принадлежности островов после отказа от них Японии. Таким образом, получилось, что Курилы перестали принадлежать Японии, однако не попали под суверенитет СССР.

В настоящее время позиция Японии сводится к тому, что Южно-Курильские острова - Северные территории - не входят в понятие Курильских островов, от которых страна отказалась по Сан-Францисскому мирному договору, зато в соответствии с Симодским трактатом являются «исконной» территорией Японии. Однако многие юристы, в частности профессор международного права Университета Киото Таканэ Сугихара, считают попытки исключить острова Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан из понятия Курильских островов юридически необоснованными. В 1946 году Японии была направлена директива главнокомандующего союзных держав №677, ясно указавшая, что «все Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан», исключаются из-под японской юрисдикции.

Урегулировать все разногласия по территориальной проблеме мог бы мирный договор между Россией и Японией. На сайте МИД России сказано, что переговоры о заключении такого договора ведутся с 1955 года. Однако в реальности до 1991 года ровным счетом ничего не происходило, а после принимало лишь форму договоренностей и деклараций, где фиксировалась готовность «приложить максимальные усилия», «активизировать процесс переговоров», «продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора», etc. Максимально приблизиться к мирному договору сторонам удалось лишь в 1956 году, когда была подписана Совместная декларация СССР и Японии. Документ фиксировал прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений между двумя государствами, согласие продолжить переговоры о заключении мирного договора, а также (в статье 9) передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения этого мирного договора. Продолжения, тем не менее, не последовало, а после подписания в 1960 году Договора о взаимодействии и безопасности между США и Японией (ставшего правовой базой для пребывания американских военных сил на японской территории) и отказа СССР от обязательств по статье 9 Совместной декларации начался длительный период застоя. По большому счету в 2010 году территориальная проблема в отношении Курильских островов остается столь же далекой от решения, как и полвека назад. (15.11.2010)

Заключение

За все время существования российско-японские отношения претерпели много изменений: время войн и мирного взаимодействия, споров и сотрудничества. В своей работе я постаралась отразить все аспекты отношений сторон.

Только подписание мирного договора между странами поможет решить основной вопрос - территориальный, источник всех конфликтов и недомолвок. Какими бы ни были сложными отношения на разных этапах, чем скорее он будет решен, тем будет лучше для обеих стран, учитывая что ни Москва, ни Токио не собираются уступать друг другу четыре внушительных по своим размерам острова.

Развитие партнерства между двумя странами чрезвычайно необходимо. Строительство отношений в рамках сотрудничества является приоритетной задачей для обеих стран и не оставляет надежды, что отношения между Россией и Японией в будущем будут носить более динамичный характер. Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние политики? Покажет время. Только в этом случае России и Японии удастся прийти к взаимовыгодному сотрудничеству во всех отношениях.

Список литературы

1.РИА Новости. #"justify">2.Журнал «Полис», №6 за 2008 г. #"justify">3.Газета «Взгляд», февраль, 2011 г. #"justify">4.Всероссийский центр изучения общественного мнения (политические исследования) #"justify">5.Википедия. Проблема принадлежности Курильских островов #"justify">.Сестанович С. «Россия в цифрах»

Введение

Традиционным стереотипом при определении советско-японских и российско-японских отношений является мнение, что они находятся в состоянии застоя. Действительно, отношения СССР и России с Японией отличались и отличаются от отношений с другими странами. Между нашими государствами до сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений двух стран случалось разное. Были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи.

Специфический характер отношениям СССР, а теперь России с Японией придает территориальная проблема. Этот вопрос служит серьезным препятствием для заключения мирного договора, а также и то, что до 1991 года ни один из советских руководителей не хотел посещать Японию. Это было нарушением неписанных дипломатических норм, ведь японские руководители четырежды побывали в СССР. Советская сторона рано или поздно должна была побывать в Японии, это случилось только в 1991 году. Чем был обусловлен этот важный шаг: сменой ориентации внешней политики с Запада на Восток, или желанием стать полноправным членом сообщества государств - членов Азиатско-Тихоокеанского региона? Как бы там не было, но первый визит президента СССР в Японию был важным шагом в отношениях между двумя странами, с него, по сути дела, берет начало новая полоса во взаимоотношениях двух стран.

В своей работе я постараюсь раскрыть развитие политических, экономических, научных, культурных отношений между двумя странами, а также территориальную проблему, без решения которой, на мой взгляд, невозможно и дальнейшее улучшение отношений.

В первой главе речь пойдет об отношениях между двумя странами до развала СССР (1985 - 1991 гг.). Этот период знаменует важные перемены в отношениях между двумя странами, в это время состоялся первый визит советского руководства в страну восходящего солнца. После развала СССР изменилась карта мира, появились новые государства участники международных отношений. Если раньше стране приходилось ориентировать свою политику на запад, то теперь настали другие времена, возросла роль Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вторая глава посвящена российско-японским отношениям в 90-е годы. Это важный период в отношениях между двумя странами, ведь именно в этот период была подписана Токийская декларация, состоялся визит Ельцина в Японию. В этот период налаживаются новые связи молодой России со страной Восходящего солнца, появляются надежды на улучшение отношений. Для Японии это прежде всего возможность разрешить территориальную проблему в свою пользу.

В третьей главе будет рассмотрена территориальная проблема в отношениях между двумя странами, ведь это является главным тупиковым моментом в дальнейшем развитии отношений. На мой взгляд, между такими крупными странами как Россия и Япония не должно быть никаких претензий друг к другу, тем более территориальных, между ними должна существовать тесная экономическая связь, так как расположены они в одном регионе.

Наконец в последней главе я расскажу об экономическом и культурном и сотрудничестве между двумя странами, о том, какие совместные проекты были созданы для улучшения экономического партнерства между двумя странами.

В своей работе я пользовался литературой отечественных и зарубежных авторов. Среди книг отечественных авторов я бы хотел отметить монографию В.В. Кожевникова «Российско-японские отношения на современном этапе» (Владивосток, 1997). В этой работе предпринята попытка рассмотреть переговорный процесс между СССР и Японией во второй половине 80-х годов, и России и Японии в первой половине 90-х годов. Анализируются основные этапы межгосударственных отношений.

Я также пользовался статьями из журналов “Международная жизнь” и “Международные отношения и мировая экономика.” Особо хотелось бы отметить статью японского автора Такэхиро Того “Япония и Россия в XXI веке” и Галузина М. “Наши дела с Японией”. На мой взгляд, в этих статьях хорошо раскрыт период в отношениях между двумя странами, который я и рассматривал. Можно также выделить статьи таких авторов как А. Иванов, Р. Абазов, С. Чугров. Эти авторы рассматривают российско-японские отношения как составляющие отношений России с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Я считаю тему российско-японских отношений актуальной потому, что развитие отношений для двух стран необходимо в наших общих национальных интересах. Азиатско-Тихоокеанский регион играет немаловажную роль в мировой политике и поддержание хороших связей важно, особенно для России, которая, на мой взгляд, является все- таки больше восточной страной, нежели западной.


Глава I

Российско-японские отношенияв период 1985 - 1991 годы.

В марте 1985 года скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС К. Черненко. На его похороны прибыл премьер - министр Японии Я. Накасонэ. Все специалисты международники обратили внимание на тот факт, что он был принят М. Горбачевым, который становился приемником К. Черненко. Действия Горбачева были прямо противоположны действия всех предыдущих руководителей страны, ведь никто раньше не удостаивал своим вниманием премьер-министров Японии. Это свидетельствовало о повороте в отношениях между двумя странами. На встрече с Накасонэ будущий советский руководитель заявил японскому премьеру: “СССР готов развивать взаимовыгодные связи с Японией в различных областях и выступает за придание отношениям между обеими странами добрососедского характера ” .

В Японии положительно отнеслись к смене министра иностранных дел СССР. А. Громыко традиционно воспринимался как “мистер нет”, за его жестокое неприятие территориального вопроса в двусторонних отношениях. Вот почему на Э. Шеварнадзе возлагались большие надежды. Эти перемены рассматривались как признание Советским Союзом возрастания значения Японии в советской внешнеполитической стратегии.

Первым пробным камнем для оценки такой стратегии должен был стать визит министра иностранных дел в Японию. Японская сторона во главу на переговорах ставила территориальный вопрос и проблему посещения японцами могил своих родственников на территории СССР. Советская делегация ехала с более широкими планами: обсудить проблемы безопасности в регионе, изучить реакцию Японии на идею создания системы коллективной безопасности в Азии, также целью было разрушить устоявшееся неприязненное представление о Советском государстве. Ведь в Японии СССР считали страшной страной. Большое влияние на формирование такого отношения японцев к СССР оказала экспансия Российской империи на Восток, борьба за влияние в Китае и Корее. Кроме того, из памяти японцев до сих пор не изгладилось вступление СССР в войну против Японии в 1945 г.

Визит Э. Шеварнадзе в Японию состоялся 15-16 января 1986 года . В ходе этого визита были подписаны соглашение о товарообороте и платежах на 1986-1990 годы и межправительственная конвенция об избежании двойного налогообложения. Обе стороны согласились продлить срок действия обменных писем по культурным связям между двумя странами.

Итог переговоров был оценен обеими сторонами очень высоко. Советский министр подчеркнул, что ”мы не стремились к постановке максимальных задач и не драматизировали расхождения, а терпеливо и благожелательно выявляли возможности для сближения позиций. В итоге были выработаны неплохие соглашения, сделан заметный шаг вперед” .

Внимание наблюдателей привлекло еще и то обстоятельство, что советская сторона с большим вниманием выслушала японскую сторону по поводу территориального вопроса. В отличие от А. Громыко, который заявлял, что нет проблемы и нечего обсуждать, Э. Шеварнадзе беседовал с министром иностранных дел С. Абэ на эту тему в течение 4 часов.

На удивление быстро осуществился ответный визит министра иностранных дел Японии С. Абэ в СССР - уже в мае. В Москве снова продолжились переговоры “по проблемам мирного договора, включая вопросы, которые могли бы составить его содержание” . Стороны договорились продолжить их в Токио. Была достигнута договоренность о вознобновлении прерванной в 1978 году работы советско-японской и японо-советской межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству. На переговорах были подтверждены приглашения японского правительства М. Горбачеву посетить Японию, а советского правительства Я. Накасонэ посетить СССР.

В Москве были продолжены переговоры о посещении японцами мест захоронений их родственников на советской территории. В июне было достигнуто соглашение об упрощенной, на основе взаимности, процедуре посещения японскими гражданами мест захоронения их родственников. Для Японии это был важный вопрос, так как из-за обострения отношений в 1976 году советская сторона запретила посещения Курильских островов. Сейчас СССР разрешил посещать пока острова Шикотан и Хабомаи. В целом, на январских и майских переговорах было подписано пять соглашений, что явилось неплохим началом после восьмилетнего перерыва, однако, очень скоро советско-японские отношения вновь покрылись густой облачностью.

11 сентября 1986 года МИД СССР, сделал послу Японии заявление в связи с тем, что японское правительство сообщило о решении вступить в переговоры с администрацией США об участии Японии в американской программе стратегической оборонной инициативы (СОИ). Советская сторона заявляла, что решение, принятое японским правительством, идет в разрез с заявлениями о готовности действовать в целях укрепления мира и снижения международной напряженности, способствовать прогрессу в советско-американских переговорах по ядерным и космическим вооружениям. В СССР эта программа воспринималась болезненно.

(Выступление на I научно-практической конференции Ассоциации японоведов
«Российско-японские отношения на современном этапе: будет ли качественный сдвиг?»,
14 ноября 2008 года)


Довольно широко распространено мнение, что отношения России и Японии не способны преодолеть историческую инерцию взаимного недоверия, сконцентрированного и поныне вокруг проблемы территориального размежевания, и потому обречены на довольно низкий уровень развития.

Отдельные достижения в сфере торгово-экономических связей, например, вспыхнувший в последнее время интерес японских автомобильных компаний к созданию сборочных заводов на российской территории, а также готовность Токио закупать в растущих объемах российские нефть и газ, как считается, общей картины в целом малого экономического взаимодействия двух стран не меняют. А уж, если торгово-экономическое сотрудничество не велико, то о других сферах и говорить нечего.

Однако для того, кто обладает полной и объективной информацией о динамике развития российско-японских связей, очевиден упрощенческий характер вышеприведенных оценок.

За короткий период, начиная по сути дела с лета 1997 года, когда премьер-министр Японии Рютаро Хасимото выступил с новой доктриной «по улучшению японо-российских связей с целью установления нового сотрудничества между двумя странами»; удалось создать новые отношения, которые по широте, глубине и интенсивности контактов не имеют аналогов во всей истории взаимодействия России и Японии.

Московская декларация, подписанная 13 ноября 1998 г. Президентом Б.Ельциным и премьер-министром К.Обути, поставила в качестве важнейшей задачу установления между двумя странами «долгосрочного созидательного партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества». Можно с полным основанием утверждать, что эта задача решается и хотя порой не без труда, но вполне конкретно. Не случайно, через четыре года в январе 2003 г. Президент В.Путин и премьер-министр Дз.Коидзуми, принимая российско-японский План действий, констатировали тот факт, что российско-японские связи «достигли самого высокого за всю историю их развития уровня».

Почему это стало возможно?

После распада Советского Союза в Японии не спешили делать окончательные выводы о том, по какому пути пойдет развитие России. Потребовалось более пяти лет, прежде чем японская политическая элита определилась - изменения в России приняли необратимый характер, ныне Россия разделяет общие с Японией и другими западными демократиями ценности. Успех преобразований в России отвечает интересам всего демократического международного сотрудничества, включая Японию. Россия принята в «клуб» развитых государств и для Японии появляется немало полезного от взаимодействия с Россией в рамках «восьмерки».

Во-вторых, в условиях формирования после холодной войны новой конфигурации международных отношений, появилось осознание важности иметь в лице России серьезного партнера в мировых делах, в том числе в целях реализации стратегической внешнеполитической цели повышения роли Японии на международной арене, а также в интересах обеспечения стабильности и безопасности, прежде всего в наиболее чувствительном для японских интересов регионе Северо-Восточной Азии.

В-третьих, стало очевидным, что в отличие от эпохи холодной войны, когда Япония воспринимала Советский Союз как угрозу, в т.ч. и военную, своим национальным интересам, теперь оснований для подобных опасений не существует. С 1997 года из аналитических прогнозов Управления обороны Японии был снят тезис о «потенциальной угрозе со стороны России».

В-четвертых, в японских деловых кругах по мере осуществления в России экономических реформ и становления рыночной экономики усиливалось внимание к новым перспективам японо-российского сотрудничества в экономической сфере.

Наконец, было признано нецелесообразным жестко ставить развитие с Россией в практических областях в зависимость от решения территориальной проблемы на японских условиях. В российско-японском Плане действия подчеркивается намерение стран искать взаимоприемлемое решение проблемы, заключения мирного договора, поддерживая в двусторонних отношениях атмосферу взаимопонимания, доверия и широкого взаимовыгодного сотрудничества по различным направлениям.

Россия в не меньшей степени, чем ее вечный сосед - страна Восходящего солнца, заинтересована в том, чтобы иметь в лице Японии надежного, дружественно настроенного партнера. Это позволяет более успешно, с меньшими затратами решать проблемы обеспечения безопасности, стабильности, экономического и социального развития своих дальневосточных районов, более уверенно вести дело к активному подключению России к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Совпадение, схожесть или параллельность стратегических замыслов Москвы и Токио реализовались на многих конкретных направлениях.

Регулярным, плотным и насыщенным стал график визитов и встреч на высшем уровне, а также по линии глав внешнеполитических ведомств. Напомним, за всю предыдущую историю отношений между двумя странами вплоть до 1992 года лишь однажды, в апреле 1991 года, состоялся визит в Японию высшего руководителя СССР, а министр иностранных дел посещал Токио всего три раза.

Успешно развивается взаимодействия двух стран на международной арене, поскольку позиции по многим актуальным проблемам мировой политики близки. Это касается ближневосточного урегулирования, иранской ядерной проблемы, ядерной проблемы на корейском полуострове» глобальных экономических проблем, разоруженческой тематики, признании сторонам центральной роли ООН в решении глобальных и региональных проблем современности.

Налажен устойчивый диалог между оборонными ведомствами» что было немыслимо в эпоху холодной войны. За короткий срок российско-японские контакты и обмены по венной линии, начав фактически с «нуля», достигли уровня, когда не вызывает сенсации участие военных кораблей военно-морских «сил самообороны» Японии в учениях Тихоокеанского флота России. Регулярно проводятся совместные учения по поиску и спасению на море с участием кораблей и авиации двух стран. В 1999 году между Министерством обороны России и Управлением обороны Японии был подписан Меморандум о развитии диалога и контактов, в котором закрепляется договоренность осуществлять интенсивные регулярные контакты на всех уровнях и в самых разных формах. Ранее японская сторона подписывала документы такого рода только с США - своим стратегическим военным союзником.

Поддерживаются устойчивые контакты между погранслужбой России и японским Управлением безопасности на море, включая взаимодействие в преследовании браконьерских судов й судов-нарушителей. Налажены обмены между правоохранительными и таможенными службами.
Россия и Япония стали союзниками-партнерами по антитеррористической коалиции. В соответствии с совместным заявлением по борьбе с терроризмом проводятся соответствующие двусторонние консультации, осуществляется совместное противодействие наркоугрозе, исходящей из Афганистана.

По мере выхода японской экономики из рецессии и в связи с энергичным экономическим ростом России на рекордные показатели вышла двусторонняя торговля. С 2003 года товарооборот вырос в 5 раз и в 2007 году составил 20 млрд.долл. - прирост по сравнению с 2006 годом - 65%. На. конец 2007 г. объем накопленных японских инвестиций в России превысил 3 млрд.долл. Прямые японские инвестиции в российскую экономику достигли 323 млн.долл.

На российском рынке приступили к работе крупнейшие японские кредитно-финансовые учреждения; банки «Токио-Мицубиси - ЮЭФ Джей», «Мидзухо», инвестиционные компании «Номура секэн» и «Дайва секэн».

В декабре 2007 года под Санкт-Петербургом начал выпуск автомобилей модели «Камри» автозавод компании «Тоета». Идет строительство автозаводов фирмами «Нисан», «Судзуки», «Исудзу». Планируют организовать производство в России компании «Мицубиси моторе» и «Комацу». Российские компании Транстелеком и Ростелеком совместно с японскими фирмами «Энтити» и «Кэй Ди Ди Ай» реализуют совместные проекты по расширению информационных потоков через территорию России в Европу.

Осуществляется взаимодействие в реализации нефтегазовых сахалинских проектов. В 2006 г. начались поставки нефти с Сахалина в Японию, которые в 2007 г. составили 6,8 млн.тонн на сумму в 3,7 млрд.долл. В конце текущего года начнутся поставки на японский рынок СПГ, объемы которых планируется довести до 7,5-8 млн.тонн ежегодно, что составит 8,5% всего объема СПГ, импортируемого Японией.

Японские компании проявляют интерес к подключению к реализации второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Летом 2007 года японское правительство выступило с инициативой по налаживанию японо-российского взаимодействия в регионах российского Дальнего Востока и Восточной Сибири по восьми направлением: энергетика, транспорт, связь, охрана окружающей среды, здравоохранение и медицина, совершенствование торгово-инвестиционного климата, развитие межрегиональных обменов. Налаживание такого взаимодействия может внести существенный вклад в реализацию принятой в августе 2007 года Правительством России Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Многократно возросли контакты и объемы между общественностью двух стран. На регулярной основе проводятся масштабные фестивали культуры - японской в России и российской в Японии.

Думается, вышеприведенная, впрочем, далеко не полная, картина российско-японских связей позволяет делать вывод о том, что отношения России и Японии не только сопоставимы, но по ряду важных параметров превосходят уровень отношений Москвы со многими крупнейшими государствами мира и имеют неплохие перспективы дальнейшего роста.

Вместе с тем было бы неоправданным не видеть и те объективные и субъективные проблемы, которые сдерживают и даже тормозят поступательное движение.

Хотя цифры товарооборота впечатляют, с соседним Китаем Япония торгует в 10 раз больше - на 238 млрд.долл. в год. Столь же велика и разница в отношениях японских инвестиций в китайскую и российскую экономики, В общем объеме иностранных инвестиций в российскую экономику на японские приходится всего 1,4%.

Со времен Советского Союза не меняется товарная структура российского экспорта в Японию. Как и прежде в нем доминируют цветные и драгоценные металлы, морепродукты, минеральное топливо, лесоматериалы.

В импорте из Японии, которые почти в 2 раза в стоимостном выражении превосходит экспорт, преобладает машинно-техническая продукция -автомобили, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, средства связи.

Для Японии Россия - малозначимый экономический партнер. Российская доля в товарообороте Японии не достигает и 1%. Японские деловые круги все еще проявляют немного интереса к работе на российском рынке, специфика которого скорее настораживает, чем привлекает японских бизнесменов.

В свою очередь в России ограничен круг предпринимателей, готовых работать на сложном японском рынке. Нет у них соответствующих навыков, знаний, а главное - терпения, так как для продвижения иностранных товаров в Японию требуются годы настойчивых усилий.

В результате ни в Японии, ни в России нет соответственно «российского» и «японского» лобби в положительном значении этого явления. Иными словами, нет или мало представителей деловых кругов, которые в интересах продвижения своего бизнеса оказывали бы воздействие на политические круги, побуждая их создавать благоприятные условия для их деятельности в стране-партнере. А эти благоприятные условия есть не что иное, как политическое сближение двух стран, урегулирование политических проблем, мешающих в том числе и строительству отношений экономической взаимозависимости.

В этой связи возникает вопрос о том, в какой степени сдерживает движение к масштабному торгово-экономическому сотрудничеству отсутствие мирового договора между нашими странами, что обусловлено японскими территориальными претензиями.

Нередко от японских представителей можно услышать тезис о том, что хотя теперь «нерешенность территориального вопроса не является главным сдерживающим фактором, но все же побуждает японские деловые круги принимать во внимание это обстоятельство».

Аргумент не нов, но не очень убедителен. В 70-е годы прошлого века, когда Советский Союз не признавал наличие в двусторонних отношениях территориальной проблемы, советско-японская торговля бурно росла, и были реализованы крупнейшие экономические проекты, в том числе по освоению ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Думается, главная причина японской сдержанности в экономических делах с Россией в другом.

В Японии по-прежнему сохраняется настороженное, а порой и критическое отношение к России, далеко не преодолено восприятие России на основе стереотипов эпохи холодной войны. Потому считается преждевременным идти на более глубокое политическое и торгово-экономическое взаимодействие с Москвой с тем, чтобы не попасть в зависимость от России в сфере, например, поставок энергоносителей.

В этой связи наличие территориальной проблемы как нельзя кстати. Это своего рода «регулятор» двусторонних отношений. В период, когда интересы Японии диктуют потребность улучшения отношений с Россией, этот регулятор можно ослабить или на время отложить в сторону. Когда же возникает намерение занять более жесткий курс на российском направлений, то объяснение тому долго искать не придется - территориальная проблема.

Проблема территориального размежевания между Россией и Японией имеет длительную историю обсуждение которой, однако, не в состоянии вывести на вариант ее урегулирования, и она интересна лишь ученым и тем политикам, кто не прочь использовать ее для решения определенных политических задач, а также в целях «разогрева» в известно каком направлении настроений общественности.

В 1956 году не удалось зафиксировать границу между Россией и Японией в международно-правовом плане. Вместе с тем в статье 9 Декларации Советский Союз согласился на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что их фактическое передача Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией.

Советские руководители в последствии не признавали обязательства, зафиксированные в девятой статье. До 2001 года не делало этого и российское руководство. В Иркутском заявлении (25 марта 2001 года) президента В.Путина и премьера Е.Мори зафиксирована договоренность вести переговоры о заключении мирного договора на основе, в том числе и Декларации 1956 года. Это был совершенно логичный, но потребовавший от российского руководства немалого политического мужества шаг - готовность вести переговоры на основе «территориальной статьи» Декларации. Россия - продолжатель Советского Союза, а среди обязательств Советского Союза есть Декларация 1956 года.

Однако, если до этого шага российской стороны, японская сторона настойчиво настаивала на признании Москвой действенности девятой статьи, то когда это свершилось, последовали заявления - «этого недостаточно, т.к. Япония будет обсуждать судьбу островов Хабомаи и Шикотан только в едином пакете с островами Кунашир и Итуруп».

Иными словами, Япония сейчас не рассматривает «территориальную статью» Декларации даже в качестве переговорной базы.

Но другой - юридически обоснованной базы просто не существует.

Следует отметить, что ссылки японской стороны на «обоснованную традиционность подхода - мирный договор только после подтверждения принадлежности Японии четырех островов» не соответствуют действительности. В 1956 году имелась возможность урегулировать проблему по «формуле два острова», но тогда вмешались США, заявившие, что если Токио согласится на два острова, Вашингтон не пойдет на возвращение Японии архипелага Рюкю вместе с Окинавой. Почему американцы тогда действовали таким образом объяснять, видимо, нет необходимости.

Подводим итоги. Стороны сейчас подчеркивают готовность искать взаимоприемлемое решение. Это подразумевает отказ от крайних позиций. Российская сторона такой подход проявила, японская пока нет. Потому по сути дела реальных переговоров по проблеме территориального размежевания не ведется.

Думается, такая ситуация не случайна. Несмотря на кардинально изменившееся за последние годы состояние двусторонних отношений, Россия и Япония «все еще весьма далеки друг от друга». И в России, но в большей степени в Японии отсутствует осознание того, что радикальное улучшение отношений отвечает глубинным стратегическим интересам каждой из стран. Россия и Китай смогли окончательно урегулировать свои территориальные проблемы только после того, как их отношения вышли на уровень стратегического партнерства. Хороший пример для Москвы и Токио. Тем более, что стратегическое партнерство между ними вполне возможно.

Национальные интересы Японии и России не противоречат друг другу, напротив они во многом совпадают, особенно применительно к Азиатско-Тихоокеанскому региону. За исключением территориального вопроса в отношениях двух стран нет, и на перспективу не просматриваются сколь-либо серьезные проблемы.

Что следует делать?

Необходимо последовательно, настойчиво, взаимными усилиями преодолевать психологию недоверия, подозрительности. Пока в общественном мнении обеих стран сохраняется тенденция воспринимать друг друга через призму стереотипов холодной войны, склонность обращаться к негативному, а не позитивному историческому опыту в отношениях между двумя странами.

Еще более актуальна задача решительнее и энергичнее развивать политическое, торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, создавать прочную сеть отношений взаимодополняемости и взаимозависимости.

Решая вышеизложенные задачи, и формулируя во всех сферах качественно новый характер отношений, стороны будут готовить условия для выхода на заключение мирного договора.

Возникает вопрос - возможно ли развитие российских отношений по вышеуказанному сценарию. Будет ли «качественным сдвиг»?

Полагаю, что серьезный качественный сдвиг в наших отношениях с Японием произошел на рубеже XX и XXI веков, о чем говорятся в представленном докладе. Если имеется в виду «еще более значительный качественный сдвиг», то следует, видимо, признать, что в ближайшей перспективе, это вряд ли возможно.

Гораздо более актуально на нынешнем этапе сохранить то новое, что было достигнуто, не допустить отката, а закрепить это новое в российско-японских отношениях и на этой основе начинать создавать почву для последующего более радикального изменения двусторонних отношений.

Обстоятельства нынешних международных отношений не внушают оптимизма для построения скорых позитивных перемен в российско-японских отношениях. Ухудшение отношения России с США, Европой, мировой экономический кризис - не лучшее время для перспективных прогнозов. К тому же Япония находится в стадии политической нестабильности. Тем не менее, можно с полным основанием исходить из того, что после адаптации международных отношений к новым реалиям, вновь появятся благоприятные условия и для качественного сдвига в российско-японских отношениях.

В продолжение темы:
Уход за лицом

MerlettKA () все записи автора Туники - это тот же джемпер, но несколько длиннее обычного. Туники отлично подходят как к джинсам, так и к леггинсам или даже узким брюкам....