Ткацкие переплетения и их виды. Виды тканей Смотреть что такое "Ткань полушерстяная" в других словарях

Саржей называют определённый вид ткани, но правильнее будет именовать так целую группу материй с характерным способом переплетения нитей. Саржевый тип входит в группу базовых и является вторым по распространённости после полотняного.

Такие ткани универсальны: их ткут практически из любого сырья и применяют для пошива множества видов изделий. Основная отличительная черта саржи - узор из диагональных линий, который образуется из-за частого смещения перекрытия основных и уточных нитей.

Внешний вид

Саржевое переплетение ткани имеет одну узнаваемую черту - это диагональный рисунок из параллельных полос. Иногда такой способ создания полотен называют диагональным или каперным. Рубчик тянется по ширине полотна слева направо наверх, реже наоборот. Рисунок образуется из-за постоянного смещения уточных нитей относительно основы. Так и получается характерный диагональный рельеф. В этой схеме и заключено основное отличие саржи от полотняного типа переплетения, в котором всё построено по шахматному принципу.

Саржевые полотна бывают как с гладкой, так и с мелкоузорчатой изнанкой. Ткани выпускаются , набивные, встречается и отбеленная саржа. Возможно сочетание нитей двух цветов, как, например, в .


Разновидности переплетения

Разнообразие нитяных узоров определяется разновидностями саржевого переплетения нитей:

  1. Классический тип. Угол рубчика на правую сторону, линии одинаковы по ширине.
  2. Обратный - наклон рубчика влево.
  3. Сложная разновидность - различимы несколько рельефных полос разной ширины. Прочность и другие свойства полотна от этого не меняются.
  4. Ломаная сетка позволяет сделать рисунок из разных направлений уголков. Таким является узор «ёлочка». Ломаным способом в основном ткут материи из шерсти, кашемировых, реже хлопчатобумажных волокон.
  5. Усиленное плетение позволяет получить широкие диагонали.

Ткани различаются по остроте угла рубчика. Если основные и уточные нити равны, то получается стандартный угол в 45 градусов. Когда основа превышает , угол будет шире, и наоборот, когда больше основы, угол получается острее. Саржевый эффект зависит и от свойств самой пряжи. Если она толстая и кручёная, рисунок выходит более рельефным, а материя грубой.


Чем хороша саржа

Распространение саржевого переплетения объясняется рядом положительных свойств материй. Любое полотно, тканое таким способом, независимо от исходного сырья, имеет ряд преимуществ:

  1. Обладает высочайшей прочностью и устойчиво к разрыву.
  2. Не покрывается катышками и прослужит долго благодаря износостойкости.
  3. Это практически несминаемая материя.
  4. Хорошо воспринимает различные усиливающие пропитки: водоотталкивающие и другие. Это отличное свойство для тканей, идущих на пошив спецодежды.
  5. Материя получается более мягкой и гладкой, чем при полотняном переплетении.
  6. Гигроскопичность - способность впитывать и отдавать влагу - также присуща сарже.
  7. Полотно немного растягивается по диагонали, оно довольно эластичное, не сковывает движений при носке.
  8. Двусторонние материи приятны на ощупь, в такой одежде комфортно находиться.
  9. Саржа отлично драпируется.
  10. Проста в уходе: легко стирается и быстро сохнет.
  11. Ткани на натуральной основе экологичны, гипоаллергенны.
  12. Не имеет свойства электризоваться.
  13. Обладает отличной терморегуляцией: сохраняет тепло, но пропускает воздух, обеспечивает необходимый комфорт.
  14. Саржа доступна по цене и выпускается с большим выбором мелких узоров, цветов ткани.

Совет! Из-за лёгкого растяжения требуется аккуратность при раскрое изделия, чтобы его не перекосило.

Обзор материй

Нити, использованные для саржевого плетения, оказывают равнозначное влияние на свойства готового полотна. Универсальность саржи заключается в использовании как натуральных волокон - хлопок, лён, - так и искусственных и синтетических.

Обычно это очень плотные и тёплые материи. Шерсть саржевого плетения идёт на пошив тёплой зимней и верхней одежды.


Примеры:

  1. Габардин - ткань из шерсти мериноса. Из неё шьют куртки, пальто, костюмы. В мебельной промышленности габардин используется как обивочный материал. Такая мебель выглядит изящно. Особенность - наклон рубчика на лицевой стороне в 60 градусов и гладкая изнанка.
  2. - шерстяная материя для пошива тёплых вещей, элегантных костюмов, пальто, головных уборов, сумок. Изготавливается из овечьей шерсти. Свойства твида: сохраняет тепло, не мнётся, имеет эстетичный вид.

Полушерстяная

Для саржевого переплетения используются смеси волокон. Хорошо зарекомендовали себя полушерстяные материи. Для основы используется хлопчатобумажная нить, шерстяные волокна выступают в роли утка.


Полушерстяная саржа хороша для пошива одежды. Популярная разновидность - шотландка: ткань с рисунком в крупную клетку.

Хлопковая

100%-е хлопчатобумажные полотна - самые плотные. Такую саржу называют суровой.

Одной из наиболее широко используемых и красивых материй с саржевым рисунком является деним, более известный как джинс. Для основы в саржевом переплетении используются окрашенные нити, для утка - неокрашенные.

Из хлопчатобумажной саржи шьётся и обивка матрасов. Такими тканями обтягивают мягкую мебель. Ещё хлопок широко используется для пошива домашнего текстиля.


Из грубых 100% хлопковых материй изготавливают рабочую одежду, брюки для старателей, крепёжные пояса, мешки, рукавицы и другие хозяйственные принадлежности.

К хлопку могут добавляться искусственные и синтетические волокна для улучшения его эластичных свойств. Обычно доля хлопка в смесовых тканях составляет не меньше 70 %. Так, ткань с добавлением эластана называется стрейч. Из неё шьётся женская одежда.

Шёлковая и полушёлковая

Из шёлковых саржевых материй создаются мягкие и приятные к телу постельные комплекты. Для полушёлковых полотен используется шёлковая основа и хлопковый уток.

Вискозная

Вискозная пряжа добывается из целлюлозы. Тонкие вискозные материи саржевого плетения широко используются для подклада верхней одежды и головных уборов. Из ткани шьются многие элементы женского гардероба.


Как ухаживать за изделиями

Несмотря на прочность такого переплетения, следует бережнее относиться к текстилю. Правила ухода зависят от состава ткани. Если в ней есть волокна шерсти, кашемира или шёлка, то стирка, сушка и глажка проводятся строго по рекомендациям на ярлычке. Так, температура не должна превышать 40 градусов, хлорсодержащие вещества, отбеливатели, отжим на высоких оборотах запрещены.

В остальных случаях допускается стирка при температуре не выше 60 градусов на средних оборотах. Саржа не даёт усадку, в крайнем случае немного садится после первой стирки. Только самые грубые и прочные материи можно отжимать на максимальных оборотах и подвергать воздействию высоких температур. Так как ткань практически не мнётся, она легко отглаживается тёплым утюгом с изнаночной стороны.

Нет человека, который не сталкивался бы в жизни с саржевой группой тканей. Такие полотна используются очень широко. Сложно представить современный гардероб без курток и штанов из денима. Спецодежда также получается крепкой и долговечной. Независимо от исходного сырья, саржа - это удобный и практичный материал.

Атла́с (араб., буквально - гладкий) - плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Атлас применяется для пошива одежды (например, смокинга) и обуви, изготовления драпировок, обивки для мебели, изготовления флагов и другого.

Бати́ст (из фр. batiste) - тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.

Бархат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) - ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая - ворс. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.

Брезе́нт (от нидерл. presenning) - плотная льняная, полульняная или хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи. Часто пропитывается огнеупорными или водоотталкивающими и противогнилостными составами. Брезент производится из натурального растительного льняного и хлопкового сырья, а также, из синтетического волокна. Плотность брезента составляет от 300 до 600 г/м, может быть и выше. Применяется для изготовления укрывных материалов, палаток, тентов, рюкзаков, специальной одежды и обуви (плащей, рукавиц, сапог) и других изделий, требующих повышенной прочности и особых свойств ткани.

Букле - грубая ткань полотняного переплетения, из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, в основе и утке или только в утке, в результате чего ткань приобретает шишковатую поверхность. Некоторые виды этой ткани вырабатываются из крученой пряжи в основе и утке, мелкоузорчатым переплетением.

Бязь - (араб. bäzz), хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, бумажный холст, бурметь. Бязь выпускается суровой (неотделанной) и белёной, набивной и гладкокрашеной. Белёная бязь обычно называется полотном

В настоящее время бязь - основной вид постельных тканей для пошива постельного белья.

Стоит также отметить такие свойства бязи, как:

  • гигиеничность
  • экологическая чистота
  • лёгкость
  • способность на долгие годы сохранять яркость рисунка
  • низкая сминаемость

Виско́за - (от позднелат. viscosus - вязкий) высоковязкий концентрированный раствор ксантогената целлюлозы в разбавленном растворе NaOH. При обработке кислотой вискозы ксантогенат целлюлозы разрушается с выделением исходной целлюлозы, выделяющейся из раствора. Вискоза применяется для производства искусственной кожи (кирза), вискозных неволокнистых изделий (целлюлозная плёнка, пластифицированная глицерином - целлофан) и для прядения вискозного волокна.

Габарди́н (фр. gabardine) - шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной - для утка. Благодаря применению особого вида переплетения - сложной саржи на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.

Гипюр - плетёное кружево, в котором элементы рельефного неправильного узора соединены между собой тонкими связками.

Гобелен - шерстяная, на ощупь мягкая ткань с длинным блестящим ворсом. Вырабатывается эта ткань сложным крупноузорчатым переплетением из трех, четырёх и более систем нитей; она двухслойная, тяжелая или среднетяжелая, крупноузорчатая, гладкокрашеная или меланжевая. Из данной ткани шьют дамские пальто, зимние мужские и дамские костюмы, юбки, спортивные куртки.

Джерси́ (англ. jersey - от названия о. Джерси) - ткань, основовязаный (из многих нитей) трикотаж из шерстяных, хлопчатобумажных, шелковых или синтетических нитей. Обладает определенной эластичностью и способностью растягиваться. Вес может варьироваться от легкого шелкового полотна для нижнего белья до тяжелого шерстяного джерси, из которого шьют пиджаки и даже пальто.

Диагональ - плотная ткань из хлопчатобумажной или шерстяной крученой пряжи. Для диагонали характерны резко выраженные рубчики на поверхности, расположенные под углом больше 45 к кромке ткани; они получаются в результате соответствующего подбора соотношений плотности и толщины основы и утка, а так же применения специального переплетения нитей. Диагональ служит для пошива воинского обмундирования (из шерстяной основы и хлопчатобумажного утка), пальто, курток и прочего.

Канва́ (фр. canevas) - сетчатая хлопковая, льняная (или смешанная по составу) ткань, а также основы из других материалов. Применяется для вышивания счётным крестом, несчётным крестом, гладью, гобеленовым швом, в ковровой технике и т. д. для изготовления подушек, ковров, вышитых картин, сумочек, шкатулок и другого, иногда как прокладочный материал в одежде. Основа для вышивки бывает нескольких видов. Это Аида и Хардангер, канва равномерного переплетения (хлопок), канва неравномерного переплетения (лён и льняные смеси), пластиковая канва, накладная канва для вышивки по одежде (она подразделяется на удаляемую выдёргиванием и водорастворимую), перфорированная бумага, страмин.

Кашемир - лёгкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Обычно кашемир изготавливается гладкокрашеным из гребённой шерстяной пряжи. Используется для пошивки женских и детских платьев и др. Кашемир получил название от так называемых кашемирских (кашмирских) шалей (ткань которых он напоминает), вырабатывавшихся из тонкой козьей шерсти в Кашмире.

Кирза́, или ки́рза - материал на основе многослойной хлопчатобумажной ткани, обработанной плёнкообразующими веществами. Используется как заменитель кожи. Поверхность кирзы подвергают тиснению для имитации фактуры свиной кожи.

Креп-сати́н - шелковая ткань из шелка-сырца в основе и крепа шелка-сырца в утке́, обычно гладкокрашенная, реже - набивная. Креп-сатин обладает характерным блеском и мелкозернистой поверхностью. По внешнему виду более всего напоминает атлас: лицевая сторона - блестящая, гладкая; изнаночная сторона - матовая, зернистая. Из креп-сатина шьют блузки и платья, как выходные, так и повседневные. Помимо одежды, креп-сатин используют при пошиве театральных и сценических занавесей, кулис, и т.п.

Ма́рля (фр. marli - кисея). Очень редкая, прозрачная и вместе с тем лёгкая по весу хлопчатобумажная ткань. Прозрачность и лёгкость этой ткани достигается тем, что как основные, так и уточные нити не прилегают в марле одна к другой вплотную, как в обычных тканях, а отделяются более или менее заметными промежутками. По способу выработки марлю можно подразделить на марлю тонкую и марлю обыкновенную (подкладочную).Выпускается отбелённая, реже суровая. Тонкая марля, обезжиренная и белёная особым химическим способом или обработанная карболовой кислотой называется гигроскопичной или карбонизированной и поступает для медицинских целей как перевязочный материал (для бинтов и т. п.).

Махровая ткань - официальное название «фроте», просторечное - «махра». Фроте - это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).

Мешковина - грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей. Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: конопли, джута, кенафа и т.п. Мешковина используется изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как паковочная ткань. Мешковина изготавливается из конопли - материала, из которого производят крепкие веревки и канаты. Холст из этого прочного натурального волокна обладает однородным тканым рисунком с ярко выраженной фактурой. Она заметно доминирует над другими элементами живописи. Это идеальная основа для работы в стиле энергичного и пастозного нанесения красок. Просветы между нитями джутового холста широкие, поэтому грунтовать его приходится иногда дважды.

Микроволокно или микрофибра (англ. microfibre или microfiber) - ткань, произведенная из волокон полиэфира, также может состоять из волокон полиамида и других полимеров. Свое название ткань получила из-за толщины волокон, составляющей несколько микрометров. Микроволокно используется в производстве тканых, нетканых и трикотажных тканей. Может быть использована в производстве одежды, обивке, в промышленных фильтрах, в уборочной продукции.

Парча́ - художественно-декоративная ткань с шёлковой основой, содержащая в утке (реже - в основе) металлические нити с золотом, серебром (или имитирующими их материалами).Золотые и серебряные нити в парче в древности делались из чистого драгоценного металла, позднее - из сплавов с незначительным содержанием драгоценных металлов. Обычно металлической ленточкой обвивают шёлковую или хлопчатобумажную нить (мишура), за счёт чего достигается необходимая гибкость ткани и достаточная массивность и блеск. Парча часто используется в церковных православных облачениях.

Перкаль (фр. percale, от перс. پرگاله‎ - тряпка) - хлопчатобумажная ткань повышенной прочности из некручёных нитей. Строго говоря, слово "перкаль" в русском языке относится к женскому роду, однако в контексте применения в авиации (см. ниже) это слово чаще используется в мужском роде. Изготавливается из средних (№ 36-60) и тонких (№ 60-100) номеров бумажной пряжи; в последнем случае называется также бумажным батистом. Плотность от 3500 до 6500 нитей на 1 м (90-160 нитей на 1 дм). Выпускается в неотделанном виде, но с удаленным клеящим раствором, нанесенным при шлихтовании.

Поликотто́н - смесовая ткань, предназначенная для производства постельного белья, одеял, подушек и матрасов.

По сравнению с тканями, произведенными только из хлопчатобумажных волокон, поликоттон имеет следующие преимущества:

  • Долговечность структуры ткани и устойчивость красителей;
  • Малая усадка;
  • Хорошие гигиенические свойства;
  • Низкая сминаемость;
  • Отсутствие миграции волокна;
  • Экономия моющих средств при стирке.

Попли́н - ткань, образованная сочетанием тонкой плотной основы с более грубым и редким поперечным утком, образующим рубчик. Плотность основы в 1,5-2 раза выше, чем по утку. Как правило, вырабатывается из хлопка или химических волокон, реже - из натурального шёлка по основе шерстяного утка. Выпускается как отбелённым, так и окрашенным.Ткань характеризуется как мягкая на ощупь, в сравнении с оксфордом - более гладкая по текстуре и примерно соответствующая ей по плотности. Широко используется для пошива мужских сорочек.

Са́ржа (итал. sargia, фр. serge, от лат. sericus - «шёлковый») - хлопчатобумажная, шёлковая или искусственная ткань с диагональным переплетением нитей; вырабатывается в основном гладкокрашеной и набивной. Используется как подкладочная, платьевая, техническая и т. п. ткань.

Сатин (фр. satin, от араб. ‎‎ зайтуни, от Зайтун - старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) - ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеной, набивной и отбелённой. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д.Сатин изготавливается из крученой хлопковой нити двойного плетения. Давно было замечено, что чем больше скручена нить, тем ярче блеск. Так появился глянец - сатин, напоминающий шёлк.

Ситец (от нидерл. sits; первоисточник санскр. ситрас - пёстрый) - лёгкая хлопчатобумажная гладкокрашеная или набивная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из сурового миткаля с помощью красильно-отделочных операций. Обыкновенно плотность ситца составляет от 80 до 100 г/м². Ситец используется для пошива лёгкой верхней одежды, мужских сорочек, постельного белья.

Тафта - разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка, хлопка или другого сырья. Применяется для пошива нарядной и вечерней одежды, декора и обивки мебели. Само слово «тафта» - персидского происхождения и означает «сотканное».Для тафты характерны жёсткость, плотность и ломкость складок. И благодаря своей пластичности и жёсткости, тафта даёт возможность создавать пышные силуэты, объёмные драпировки.

Тик (нидерл. tijk, англ. tick) - плотная ткань саржевого или полотняного переплетения нитей с продольными широкими пестроткаными или печатными цветными полосами. Вырабатывается из льняной или хлопчатобумажной пряжи. Используется для матрацев, мебельных чехлов, занавесей и т. п.

Фланель - хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал. Поверхностная плотность 170-257 г/м2. Фланель выпускается набивной, гладкокрашеной и отбелёной. Недостатки - при слишком долгой носке начинает «скатываться». Очень гигроскопична, после намокания долго сохнет.

Флис (англ. Fleece) - синтетический нетканый материал для изготовления тёплой одежды, изготавливаемый из полиэтилентерефталатного волокна. Из флиса делают шапки, свитера, куртки, обычно спортивные или туристические. Кофта или куртка из флиса часто служит средним элементом «трёхслойного» одеяния, используемого поклонниками альпинизма, экстремальных видов спорта (первый слой составляет термобельё, третий - куртка из «дышащей» ткани с мембраной). Флисовые куртки и толстовки носят в качестве самостоятельной одежды.

Основные свойства флиса:

  • малый удельный вес;
  • хорошие дышащие свойства;
  • эластичность;
  • не требует специального ухода (допускает машинную стирку);
  • быстро сохнет;
  • средние механическая прочность и износостойкость;
  • средние теплоизоляционные свойства;
  • не подвержен биологическому разрушению;
  • легко воспламеняется;
  • даже в намокшем состоянии сохраняет теплоизолирующие свойства;
  • не вызывает аллергию.

Благодаря этим свойствам флисовая одежда, а также одеяла из флиса приобрели популярность в детском обиходе.

Флок (в переводе с немецкого - «снежинки» или «хлопья») - материал, чаще всего применяемый для обивки (декоративной обтяжки) мебели. Также используется в салонах автомобилей. Флок - очень практичный материал, по удобству использования (очистка, уборка) сравним с натуральной кожей, но в отличие от неё свободно «дышит» в жару и не дубеет в мороз. Имеет высокую степень непромокаемости. Имеет поверхность, приятную на ощупь. Может окрашиваться в различные цвета. Бывает с тиснением и так называемый «флок на флоке» - многослойное покрытие.

Шотландка - ткань, вырабатываемая из хлопчатобумажной, шерстяной пряжи, различных химических нитей саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку, типичным для тканей национальной шотландской одежды. Шотландку используют для пошива школьной формы, платьев и верхних мужских сорочек. Второе, менее распространённое, но более правильное название узора шотландки и самой ткани - тартан, то есть плотная шерстяная ткань в клетку, используемая для пошива шотландских юбок - килтов.

Ткань полушерстяная

"...Ткань полушерстяная: ткань, в которой кондиционная массовая доля шерстяного волокна должна быть не менее 20%..."

Источник:

"ТКАНИ ОДЕЖНЫЕ ЧИСТОШЕРСТЯНЫЕ, ШЕРСТЯНЫЕ И ПОЛУШЕРСТЯНЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ГОСТ 28000-2004 "

(введен Приказом Ростехрегулирования от 01.03.2006 N 21-ст)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Ткань полушерстяная" в других словарях:

    Байка (ткань) - Байка (лат. badius, коричневый) ворсистая мягкая плотная хлопчатобумажная или шерстяная и полушерстяная ткань. Содержание 1 Пригодность 2 История 3 См. также … Википедия

    Кашемир (ткань) - Кашемир лёгкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Обычно кашемир изготавливается гладкокрашеным из гребённой шерстяной пряжи. Используется для пошивки женских и детских платьев и др. Кашемир получил… … Википедия

    полушерстяно́й - ая, ое. Шерстяной с примесью другого волокна. Полушерстяная ткань. Полушерстяная юбка … Малый академический словарь

    Туалинет - полушерстяная ткань, с основой из крученой хлопчатобумажной пряжи и утком из гребенной шерсти, тканая полотняным переплетением, но украшенная мелким узором из добавочной шелковой или тонкой шерстяной цветной нити, которая только местами выходит… …

    пш.тк. - полушерстяная ткань … Словарь сокращений русского языка

    ЛЮСТРИН - (франц. lustrine, от lustre блеск, сияние). Тонкая блестящая шерстяная или бумажная с шерстью ткань. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЮСТРИН блестящая шерстяная или хлопчатобумажная ткань. Полный… …

    Одежда и одежные ткани - О. служит главным образом для защиты от неблагоприятных условий климата и погоды слишком низкой или чересчур высокой температуры, непосредственных солнечных лучей, дождя, ветра и проч. Отчасти человек одевается и из чувства стыдливости или из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ткани - Их разнообразие было велико, а мода и промышленность вводили все новые, заставляя забывать старые. Поясним в словарном порядке только те названия, которые чаще всего встречаются в литературных произведениях, оставаясь для нас непонятными … Энциклопедия русского быта XIX века

    КАШЕМИР - (от соб. им. вост. инд. страны Кашмир). Очень тонкая шерстян. ткань саржевого переплетения, похожая на всемирно известные шали выделываемые в Кашмире. Ткется из пуха тибетск. козы, или из мериносовой шерсти. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    габардин - а; м. [франц. gabardine] Плотная шерстяная (реже полушерстяная) ткань в мелкий наклонный рубчик. Пальто, плащ из габардина. ◁ Габардиновый, ая, ое. Г. костюм. * * * габардин (франц. gabardine), лёгкая шерстяная, полушерстяная, шёлковая или… … Энциклопедический словарь

Переплетение двух взаимно перпендикулярных систем нитей основы и утка называют ткацким переплетением, или переплетением ткани. Нити основы расположены вдоль ткани, нити утка поперек. Нити основы и утка огибают одна другую или перекрывают сразу несколько нитей другой системы, располагаясь то с лицевой, то с изнаночной стороны ткани. Различная последовательность переплетения основных и уточных нитей создаст на поверхности ткани разнообразные рисунки. Так переплетения формируют внешний вид тканей. Переплетения влияют и на свойства тканей. Чем чаще переплетаются нити, переходя с лицевой стороны ткани па изнаночную и обратно, тем сильнее они связаны между собой, тем жестче структура ткани и больше ее прочность. Нити с частыми изгибами придают поверхности ткани матовость; нити с длинными перекрытиями делают ее гладкой, блестящей, скользкой. Ткани с длинными перекрытиями устойчивее к истиранию, но легче осыпаются по срезам.

Графическое изображение переплетения ткани называют схемой переплетения. Зарисовку ткацких переплетений выполняют на клетчатой бумаге. Условно принято считать каждый вертикальный ряд клеток основной нитью, а каждый горизонтальный - уточной нитью. Каждая клетка представляет собой пересечение основных и уточных нитей и называется перекрытием. Если на лицевую сторону ткани выходит основная нить, перекрытие называется основным и при зарисовке заштриховывается. Если на лицевую сторону ткани выходит уточная нить, перекрытие называется уточным и при зарисовке его оставляют незаштрихованным.
Перекрытия чередуются в определенной последовательности в каждом ряду основы и в каждом ряду утка, образуя на поверхности ткани один и тот же повторяющийся рисунок, который называется раппортом и обозначается буквой R.

Различают раппорт по основе Ro, и раппорт по утку Rу. Раппорт по основе равен числу нитей основы, составляющих рисунок переплетения. Раппорт по утку соответственно равен числу нитей утка в рисунке переплетения. На схеме переплетения раппорт обычно обозначают в нижнем ювом углу линиями, выходящими за пределы схемы и выделяю- щими при своем пересечении прямоугольник или квадрат рисунка переплетения, который повторяется по всей длине и ширине ткани.

Различают четыре класса ткацких переплетений (рис. 11):

  • простые, или главные;
  • мелкоузорчатые;
  • сложные;
  • крупноузорчатые.

Особенности простых переплетений состоят в следующем:

  • раппорт по основе всегда равен раппорту по утку;
  • в пределах раппорта каждая основная нить переплетается с уточной только один раз.

К простым переплетениям относят полотняное, саржевое, са ти- повое (атласное).

Саржевое переплетение образует характерный рубчик, идущий по диагонали ткани снизу вверх слева направо.


Отличигельные особенности саржевого переплетения:

    • число нитей в раппорте не меньше трех (Ro=Ry=3);
    • при каждой последующей прокидке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.

Раппорт саржевого переплетения обозначается дробью: числитель показывает число основных перекрытий в пределах раппорта, а знаменатель - число уточных перекрытий. Раппорт саржи равен сумме цифр числителя и знаменателя. Если на лицевой поверхности ткани саржевого переплетения преобладают основные нити, саржа называется основной (рис. 13 ), например саржа 2/1, 3/1, 4/1 и др. Если на лицевой поверхности ткани преобладают уточные нити саржа называется уточной, например саржа 1/2, 1/3, 1/4.

Саржевым переплетением вырабатывается разнообразный ассортимент тканей. Основное саржевое переплетение обычно применяется для производства полушелковых подкладочных тканей, в которых на лицевую сторону выводятся основные шелковые нити. Уточным саржевым переплетением вырабатываются полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Рубчик в тканях саржевых переплетений на лицевой поверхности обычно идет слева направо, но в некоторых тканях может иметь противоположное направление (обратное саржевое переплетение). Угол наклона рубчика зависит от раппорта переплетения, толщины нитей, плотности основы и утка. В равноплотных саржевых тканях, имеющих основу и уток одинаковой толщины, рубчик обычно идет под углом 45°.

  • Особенности сатинового (атласного) переплетения :
    • при каждой следующей прокладке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается не менее, чем на две нити (а не на одну, как в полотняном или саржевом переплетении).
    • Минимальное число нитей в раппорте (Ro=Ry= 5).

Сатиновые и атласные переплетения позволяют придать тканям гладкую, блестящую лицевую поверхность.

Лицевой застил в тканях сатиновых переплетений образуется и уточных нитей, в тканях атласных переплетений - из основных ни тей. Например, в пятиниточном сатиновом переплетении каждая уточная нить перекрывает четыре нити из пяти основных. При каждои последующей прокладке уточной нити производится сдвиг перекрытий па две (рис. 15 ) или на три нити. Атласное переплетение - негатив сатинового: каждая основная нить перекрывает четыре нити из пяти уточных. Наибольшее распространение имеют сатин и атлас с раппортами 5, 8, 10. В восьминиточных сатинах и атласах сдвиг равен трем или пяти нитям, в десятиниточных - трем или семи нитям.

Сатиновыми и атласными переплетениями вырабатывают такие ткани, как сатин, атлас, ластик, корсетные и др.

Удлиненные перекрытия придают этим тканям устойчивость к трению, но слабое закрепление длинных перекрытий в структуре ткани увеличивает их осыпаемость.

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на производные и комбинированные. Это наиболее многочисленный класс ткацких переплетений. Такие переплетения создают на тканях несложные рисунки в виде рубчиков, полос, «елочек», квадратиков, ромбов и т.д. Размеры рисунков обычно не превышают 1 см и зависят от раппорта по основе (до 24 нитей) и толщины нитей основы и утка. В отличие от простых переплетений в мелкоузорчатых раппорты по основе и по утку могут быть различными.

К производным саржевого переплетения относятся усиленная, ломаная, обратная и сложная саржа.

К сложным переплетениям относятся двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные и перевивочные. Такие ткани вырабатывают из нескольких (трех и более) систем основных и уточных нитей. Дополнительные системы нитей при выработке этих тканей вводятся для увеличения толщины, плотности, улучшения теплозащитных свойств.

Крупноузорчатые переплетения имеют большой раппорт и могут быть выработаны только на жаккардовых станках. Рисунки крупноузорчатых переплетении чрезвычайно разнообразны по размерам, форме, колориту, тематике, сюжетам: геометрические и растительные орнаменты, цветочные узоры, сложносюжетные композиции в панно, картинах, гобеленах, коврах и т.д. Крупноузорчатые переплетения делятся на простые и сложные.

      • Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей и применяются для выработки скатертей, салфеток, льняных и полульняных полотенец и разнообразного ассортимента тканей: хлопчатобумажных дамаст, сатин-жаккард; шелковых дамассе, альпак, тавар, дудун, штоф, парча; шерстяных платьевых и некоторых пальтовых тканей; льняных портьерных, декоративных, нарядных бельевых и г. д.
      • Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех и более систем нитей и могут иметь разнообразные по фактуре узоры: ворсовые, петельные, рельефные, плоские многоцветные и др. Сложными крупноузорчатыми переплетениями вырабатываются ковры, гобелены, пикейные покрывала, мебельно-декоративные ткани, разнообразный ассортимент тканей для одежды.

Переплетения нитей в тканях бывает различным. От них зависит блеск, рельефность и рисунок лицевой поверхности ткани, а также ее механические, гигиенические и технические свойства. Рисунок переплетения учитывают при моделировании, конструировании, раскрое ткани и пошиве изделий. Существует 4 класса переплетений:

  1. Простые (гладкие);
  2. Мелкоузорчатые;
  3. Сложные;
  4. Крупноузорчатые.

Давайте представим, что каждая клетка представляет собой перекрещивание двух нитей, которое называется перекрытием , если на лицевую поверхность выходит основная нить, перекрытие называют основным и при зарисовке заштриховывается.

Если на лицевую поверхность выходит уточная нить, то пересечение называют уточным и при зарисовке остается белым. Повторяющийся рисунок называется рапортом . Рапорт по основе — это количество основных нитей, образующих рисунок переплетения. Рапорт по утку — количество уточных нитей, образующих рисунок переплетения.

1. Простые (гладкие)

Простые переплетения бывают: полотняные , саржевые , атласно — сатиновые . В них каждая основная нить переплетается с уточной только 1 раз, и рапорт по уточной нити всегда равен рапорту по основе. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну, на лицевой поверхности ткани выходит то основная, то уточная нить, рапорт по основе и утку равен двум.

Ткани полотняного переплетения имеют, ровную, матовую, одинаковую с лицевой и изнаночной стороны поверхность. Они имеют наибольшую прочность, а при большой плотности — повышенную жесткость. При полотняном переплении вырабатываются следующие ткани: микталь, маркизет, мадаполам, майя, батист, ситец, другие хлопчатобумажные. Льняные ткани: полотна, бортовка, парусина. Шелковые ткани: крепдешин, крепжоржет, крепшифон. Шерстяные ткани: сукно некоторых платьевых и костюмных тканей. Если в полотняном переплетении основа тоньше чем уток, то возникает на ткани поперечный рубчик, такие тккани называются ложнорепсовыми (тафта, поплин).

Ткани саржевых переплетений имеют рубчик на лицевой поверхности, он идет снизу вверх, справа налево. Наименьшее число в рапорте — 3. При каждом следующем прокладывании нити, ткацкий станок сдвигается на одну нить. Саржевые переплетения обозначают дробью, в числителе — число основных перекрытий, а в знаменателе число уточных нитей в каждом ряду.

Рапорт саржи по основе равен рапорту по утку, и равняется сумме цифр в числителе и знаменателе. Если на лицевой поверхности преобладают основные нити — переплетение называется основным (2/1, 3/1, 4/1). Если на лицевой поверхности преобладают уточные нити, то переплетение называется уточным (1/2, 1/3, 1/4). Вырабатываются полушелковые ткани, полушерстяные ткани, которые имеют основу хлопок, а уток шерстяной. При одинаковой плотности и толщине основы и утка угол наклона рубчика равен 45°. Ткани саржевого переплетения более эластичные, чем полотняные. При малой плотности, ткани обладают повышенной растяжимостью, по диагонали.

Ткани сатиновых и атласных переплетений имеют поверхность блестящую и гладкую. На лицевой поверхности сатина преобладают уточные нити, а на лицевой поверхности атласа — основные. Всего переплетений должно быть не меньше пяти. В пятиниточном сатине основна в рапорте выходит только 1 раз на лицевую поверхность и проходит под 4 уточные нити.

В следующем ряду все также, но проходит сдвиг на 2 нити. Сатиновым переплетением вырабатывается ткань — сатин.

В атласном переплетении каждая основна в рапорте перекрывает 4 уточные нити.

Вырабатываются такие ткани: сатин — дубль, ластик -хлопок, шелк — креп — сатин, корсетные, штапельные ткани для пижам. Недостатком является то, что присутствует сыпучесть и скольжение при настиле и пошиве.

2. Мелкоузорчатые

В классе мелкоузорчатых переплетений есть два подкласса: производные — полученные путем изменения или усложнения простых переплетений; комбинированные — полученные путем чередования и комбинирования простых переплетений. К производным относятся: репсовое переплетение и рогожка. Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных и уточных перекрытий. каждая основная нить идет через 2 — 3 и более уточных нитей.

Возникает поперечный рубчик.

Если каждый уток идет через 2 — 3 и более основных нитей, то возникает продольный рубчик, и репс называется продольным.

Вырабатываются ткани: фланель и репс.

Это двойное или тройное полотняное переплетение, в котором симметрично в основе и утке увеличивается количество основных и уточных нитей.

Вырабатываются ткани: хлопчатобумажные (рогожка), шелковые (креп — элегант), шерстяные (платьевые и костюмные ткани).

К производным саржевых переплетений относятся: усиленная саржа , ломаная саржа и сложная саржа . В усиленной сарже нет одиночных переплетений, есть рапорт, который обозначается 2/2, 3/3, 3/2, 4/2, 2/4.

Усиленные саржи могут быть основными, уточными или равносторонними. Усиленной саржей 2/2 и 3/3 вырабатывается кашемир, бастон, шевиот.

Ломаная саржа и обратная саржа — называют переплетениями в «елочку», так как направление саржевой полосы периодически меняется под углом 90º.

Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в месте излома происходит сдвиг саржевой полоски, против основных перекрытий идут уточные, а против уточных — основные.

Образует на ткани чередующиеся диагональные рубчики разной ширины. Она характеризуется дробью содержащей в числителе и в знаменателе две или несколько цыфр 1 -2 /2 -3, 1 -3/2 -1, 2 — 2/4 — 1.

Сложная саржа применяется для выработки платьевых и пальтовых тканей.

К производным сатинового переплетения относится усиленный сатин . В отличии от сатин,а который состоит из восьми ниток, в усиленном, в каждом горизонтальном ряду два основных перекрытия чередуются шестью уточными.

Вырабатываются ткани: молескин, хлопчатобумажное сукно, замша, вельветон.

К комбинированным мелкоузорчатым переплетениям относятся:

  • орнаментные;
  • креповые;
  • рельефные;
  • просвечивающиеся.
  • Орнаментное — создает на поверхности ткани простые узоры в виде продольных и поперечных полос, клеток, контуров. Образуются путем чередования или сочетания простых переплетений. Например, саржевого и репсового или ломаная саржа и рогожка. Вырабатываются многие костюмные и некоторые пальтовые ткани.

    Креповое — это разбросанные на лицевой поверхности удлиненные перекрытия, которые придают ткани характер зернистости.


    Они очень разнообразны и применяются для выработки хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и других платьевых тканей.

    Рельефные образуют рисунок с выступающими уточными и основными нитями. К ним относятся «вафельные» диагоналевые и рубчиковые переплетения. Путем изменения длины основных и уточных перекрытий в «вафельном», образуется рисунок, напоминающий рисунок вафель. Применяется для выработки полотенец. Хозяйки точно знакомы с такими.

    Диагоналевые . В них на лицевой поверхности образуются мелкие выпуклые рельефные полосы, идущие снизу вверх, слева направо, или с таким наклоном как в рубчике. Зависит от плотности основы и характера переплетения, вырабатываются габардины.

    Рубчиковые . В них выпуклые полосы идущие под наклоном или вертикально. Вырабатывается ткань «пике».

    Просвечивающиеся. Придают ткани ажурный вид. Нити основы и утка в процессе переплетения сдвигаются или разъединяются с образованием просветов. Вырабатываются хлопчатобумажные ткани «Спорт», «Салют».

    3. Сложные

    Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей. К таковым относятся: двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные, перевивочные.

    Двухлицевые образуются из трех систем нитей, которые плотно переплетаются между собой. Это две основы и уток, или одна основа и два утка. Этим переплетением вырабатываются хлопчатобумажные ткани: сатин — трико, байка, шерстяные — сукно.

    Двухслойные образуются из четырех или пяти систем нитей и могут состоять из двух отдельных тканей, соединенных между собой одной из составляющих четырех систем или дополнительной пятой системы. В двухслойных тканях лицевая и изнаночная сторона могут быть совершенно различными: лицевая может быть гладкокрашеная, а изнаночная сторона — пестротканная, в клетку, полоску или обе стороны гладкие, но разного цвета.

    Пике является сложным переплетением и отличается от ложного пике наличием дополнительной системы нитей. Лицевая поверхность пике вырабатывается полотняным переплетением, а дополнительная система стягивает его, образуя выпуклый узор.

    Ткани ворсовых переплетений имеют на лицевой поверхности разрезной, вертикальностоящий ворс; образуется из трех систем нитей: одна система ворсовая и две системы коренные (основа и уток). Коренные системы могут быть полотняного или саржевого переплетения и благодаря высокой плотности хорошо закрепляют и удерживают ворс. Хлопчатобумажные ворсовые ткани: полубархат, вельветы — имеют ворс из ворсовой уточной системы, которая разрезается после снятия с ткацкого станка в процессе отделки. Шелковые ворсовые ткани: бархат, велюр, плюш, искусственный мех на тканной основе. Вырабатывается на двух полотняных саморезных станках ворсом из дополнительной основной системы. На ткацком станке одновременно вырабатываются два полотна, которые связываются между собой ворсовой системой. По мере выработки ткани, бысторежущий нож разрезает ворсовую систему и образует две одинаковые ворсовые ткани. Ворсовые переплетения придают тканям хорошие теплозащитные свойства, но усложняют обработку в швейном производстве. При раскрое и ВТО необходимо учитывать направление ворса в изделиях. В таких тканях ворс должен идти снизу вверх, а в пальтовых — сверху вниз.

    Разновидностью ворсового переплетения являются петельные (махровые) переплентения , которые имеют ворс в виде петель. Вырабатываются ткани, которые идут на изготовление купальных халатов и простыней, а также для некоторых декоративных тканей.

    Перевивочное (ажурное) имеет просвечивающиеся ячейки. Простейшее перевивочное переплетение состоит из трех систем нитей: две основы и один уток. Перевивочная основа обвивает стоевую основу то с одной, то с другой стороны. Такие ажурные переплетения отличаются большой прозрачностью. Применяются для выработки хлопчатобумажных, шелковых, блузочных, сорочечных и платьевых тканей, занавесей, и технических тканей.

    4. Крупноузорчатые

    Крупноузорчатые переплетения образуются сочетанием различных простых переплетений нити основы и утка. Размеры и форма рисунка могут быть чрезвычайно разнообразны:

  • растительные и геометрические орнаменты;
  • композиции;
  • сюжетные тематические рисунки.
  • Можно вырабатывать различные ткани, а также портреты, ковры, гобелены, картины, покрывала, скатерти. Крупноузорчатые переплетения делятся на два подкласса: простые и сложные.

    Простые состоят из двух систем нитей и применяются для выработки хлопчатобумажных тканей, сатина — жаккард, Дамаст. Для шелковых тканей: Альпак, Дудун, Москва, Весна и Юбилейная. Шерстяных плательных тканей, льняных скатертей, салфеток, декорированных тканей.

    Сложные состоят из трех или более систем нитей и применяются для выработки гобеленов, ковров.


    В продолжение темы:
    Уход за лицом

    Все-таки иногда хочется верить, что в нашем мире нет никого, кто стоял бы выше закона. И вот доказательства - одна из самых известных королевских семей в мире, несмотря на...

    Новые статьи
    /
    Популярные