Психология ребенка пяти лет. Психология ребенка пяти лет Психология ребенка 5 6 лет мальчику

Дети 5-ти лет. Особенности развития

Вашему карапузу уже исполнилось 5 лет? С одной стороны он уже не совсем малыш, а с другой еще и не школьник. Возраст 5-6 лет называют базовым. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем.
Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5-6 лет интересно все, что связано в окружающим миром. Поэтому чтение ребенку детской энциклопедии, где доступным языком описывается любая информация о нашем мире, — это лучший способ передать научные сведения. Ребенок получит представления о древнем мире, о животных и растениях, о космосе, о странах, о том, как устроен человек и многое другое.

Развитие ребенка 5 лет

В возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он идентифицирует себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола, как он выглядит, что говорит.
Дети 5 лет не задумываются о завтрашнем днем, им важно то, что происходит здесь и сейчас. Они на все имеют свое мнение и часто его оспаривают. Взрослым кажется, что дети в этом возрасте очень упрямы и не сговорчивы, но на самом деле они ждут нашей реакции и хотят угодить родителям.
Многие дети 5 лет все еще спят днем. В 5 лет ребенок уже самостоятельно чистит зубы, только иногда взрослым нужно напоминать им делать это. В этом возрасте ребенок может самостоятельно купаться, однако родители должны периодически проверять их.
Пятилетний ребенок начинает учиться работать в коллективе. В детском саду или на площадке дети могут заниматься общим делом. В 5 лет ребенок хорошо запоминает стихи, песни, небольшие рассказы. В этом возрасте хорошо учить буквы и цифры. Некоторые дети к 5 годам уже могут читать по слогам.
В 5 лет ребенок должен знать времена года, дни недели, части тела, уметь выделять лишние предметы, сортировать объекты, знать некоторые факты о растительном и животном мире.
У детей этого возраста уже очень хорошо развито воображение. Они очень часто без всякого злого умысла что-то сочиняют. Взрослым может казаться, что ребенок их обманывает. Не заостряйте на этом внимание. Вместо того, чтобы говорить ребенку, что от лжет, лучше сказать, что он фантазирует. Однако, если вы заметили, что ваш малыш лжет, чтобы избежать наказания, объясните, что лучше говорить правду, иначе ложь может привести к плохим последствиям.
В 5-летнем возрасте нужно помогать ребенку заводить друзей, воспитывать в нем терпимость к другим малышам, контролировать проявления агрессии. Ребенок не должен бояться или стесняться подойти к группе детей, завести с ними разговор или начать игру. Уже в этом возрасте родители должны привить ребенку умение поддержать разговор, попросить и поблагодарить за что-либо.

В пятилетнем возрасте ребенок предпочитает знакомые с рождения блюда. К кулинарным новшествам относится часто негативно. Дети в этом возрасте уже чувствуют себя (как им кажется) наравне со взрослыми, поэтому они любят семейные ужины, когда вся семья собирается за одним столом и разговаривает. Ребенок с удовольствием принимает участие в беседе, и, как правило, последним выходит из-за стола.

Игры и игрушки для детей 5 лет

Основное пространство, окружающее детей 5 лет, это дом и детский сад. В играх дети часто воспроизводят сцены из домашней жизни. Большое значение для развития детей имеют ролевые игры . Они позволяют примерять на себя взрослые роли. С помощью ролевых игр дети пытаются разобраться в сложных жизненных ситуациях, происходящих в мире родителей, подготовиться к будущей жизни. Дети в своих играх подражают взрослым. Поэтому по тому, как ребенок играет, какие роли на себя примеряет, можно легко определить взаимоотношения в его семье, отношение мамы и папы к другим людям, ценности в семье.
Детям в этом возрасте не обязательно покупать дорогие игрушки , их вполне еще устраивают старые любимые машинки, куклы, домики и гаражи.
Им нравится рисовать, лепить, раскрашивать, что-то вырезать, конструировать. Дети 5 лет с удовольствием играют в настольные игры, такие как домино. Любят, когда им читают сказки.

Наказания и поощрения

Как уже говорилось выше, у пятилетнего малыша очень хорошо развита фантазия. Ребенок часто выдает желаемое за действительное. Это нормальный этап в развитии. Ругать ребенка за это не стоит, просто объясните ему, что лучше говорить правду.
Если ребенок совершил нехороший поступок, наказывать нужно сразу, не перенося на потом, иначе позже он не поймет, за что его наказывают. Не ждите, что ребенок исправится после первого наказания. Дети в 5 лет плохо себя контролируют и могут забывать, что когда-то уже были наказаны за подобное деяние.
Если ребенок регулярно расстраивает вас своим поведением, проверьте, достаточно ли он спит, ест, не перегружен ли занятиями.
Не забывайте хвалить ребенка за хорошие поступки и поведение.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?

Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора, считая, что впереди еще достаточно времени, и заниматься с малышом рано. Активно заниматься с ребенком начинают только за год до школы, и в результате происходит упущение времени. Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.
С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждаются в дополнительном внимании. А главное, вы сможете проверить результат проделанной работы по развитию малыша и подготовить его к следующему этапу получения новых знаний.

Тесты на развитие ребенка 5 лет

Окружающий мир

  • Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?
  • Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.
  • Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
  • Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.
  • Различать основные цвета (Какого цвета шарик? Показывайте красный, синий, желтый, зеленый).

Внимание

  • Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Повторять узор или движение.

Математика

  • Попросите сосчитать несколько предметов, которых больше, чем десять (сосчитай, сколько здесь кубиков).
  • Попросите разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Мышление

  • Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  • Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

Память

  • Запоминать 7-8 картинок.
  • Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
  • Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
  • Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.

Развитие речи

  • Составлять сложные предложения разных видов.
  • Объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
  • Составлять рассказы по картинкам.
  • Выразительно рассказывать стихи.
  • Различать гласные и согласные буквы.

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Комментарии

Добавить комментарий

Виктория 1 год назад

Ребёнок никому ничего не должен! Каждый ребёнок индивидуален и развивается по своему. А эти указанные пункты лишь указания для родителей, как правильно направить ребёнка.

Надежда 2 года назад

Внук левша и мне кажется,что ктгда он пишет, то не видит куда вести кмрандаш

Роман 2 года назад

Посмотрите профессора савельева. На ютубе. Там подробно о левшах

Ольга 2 года назад

Что делать если ребёнок левша?Как научить его писать?

Юлия 3 года назад

Наталья Александровна Лепустина 4 года назад

Добрый день! Как заниматься с 5летним ребенком.

Лариса 5 лет назад

Интересная статья, согласна с автором, и могу добавить, что в этом возрасте ребенок моделирует на игрушках свои отношения с окружающим миром. И наблюдая за играми детей можно увидеть те тенденции, которые формируются в Вашем ребенке и в игре их подкорректировать.

Пятилетки официально именуются старшими дошкольниками. У ребёнка есть свои взгляд, мнение, и ему очень важно, чтобы взрослые относились к этому с уважением.

Чему учится ребёнок в возрасте 5-6 лет

По закону в школу ребёнок идёт не ранее, чем с 6,5 лет. Но активным обучением можно заниматься уже сейчас. Если ребёнок не ходит в садик, узнайте программу занятий — так в школе он не отстанет от ровесников.

Ведущая деятельность (то есть та, во время которой лучше всего формируются умения и навыки) у детей шестого года жизни — по-прежнему игровая. Занятия не должны быть академическими и скучными: играйте, устраивайте эксперименты, придумывайте истории, шутите.

Что умеют дети 5-6 лет?

  • ловко и быстро бегать и прыгать;
  • ловить, забрасывать, подбрасывать мяч;
  • играть в спортивные игры, участвовать в эстафетах;
  • знать и применять правила этикета;
  • анализировать текст, давать характеристики героям, объяснять их поступки;
  • знать синонимы и антонимы;
  • хорошо вырезать ножницами;
  • знать свой адрес;
  • считать до десяти;
  • понимать, из чего сделаны предметы.

Физические особенности ребёнка в 5-6 лет

Особенность этого периода — скачок роста. За один сезон ваш ребёнок может вырасти на 5-8 см, причём вес практически не изменится. Растущему организму необходимо полноценное питание — с достаточным количеством белка, овощей, фруктов, злаков.

Мелкая моторика становится более совершенной: ребенок практически полностью обслуживает себя без помощи родителей. Он умеет не только одеваться и обуваться, но и сам завязывает шнурки.

Развивается крупная моторика: ребенок уже может освоить двухколесный велосипед или коньки, научиться отбивать мяч от земли, как в баскетболе. В этом возрасте значительно увеличивается выносливость и сила.

Психоэмоциональное развитие ребёнка в 5-6 лет

Специалисты считают, что с 5 до 7 лет закладываются почти 90% черт личности взрослого человека. Не забывайте, что дети не столько слушают наши слова, сколько смотрят на поведение. Воспитывайте своим примером.

Память, кругозор, концентрация внимания, всё это стоит развивать и укреплять именно сейчас, когда ребёнок с радостью учится новому и впитывает знания как губка. Даже если он ходит в кружки и секции, занятия с родителями не теряют своей значимости. Узнавая вместе новое, совершая открытия, вы становитесь ближе.

Хоть вчерашний кроха и подрос, ему по-прежнему необходим тактильный контакт с мамой и папой. Обнимайте ребёнка, целуйте, сажайте на колени. Всё это даёт ему уверенность в вашей любви и в том, что мир дружелюбен.


Если ребёнок поверяет вам секреты или делится сокровенным, не обманите его доверие. Не подшучивайте, не ругайте, не рассказывайте при нём подружке по телефону.

Учите ребенка аккуратному отношению к личным вещам: книжки надо ставить на полки, не мять и не брать грязными руками, игрушки — убирать в ящики, а одежду вешать на вешалки, например, легкие пластмассовые вешалки «Пластишка».

Вешалка «Пластишка»




Особенности

Яркое оформление. Боковые крючки для одежды с петлями или лямками.

Описание

Вешалка предназначена для всех типов легкой детской одежды. Поможет приучить ребенка к порядку и бережному отношению к одежде.

Стоит ли учить читать пятилетку? Психологи считают, что надо идти от потребностей ребёнка. Если ему это интересно — пожалуйста. Если нет, имеет смысл подождать. В 5 лет у дошколёнка ещё нет необходимости получать информацию таким образом. Можно потратить год, обучая 5-летнего ребёнка, и научить шестилетку за месяц. А в 7 лет и тот, и другой будут читать одинаково: это подтверждено экспериментами.

Общение ребёнка в 5-6 лет

Отличительные черты общения — избирательность и устойчивость. С лучшими друзьями делятся тайнами, придумывают игры, по возможности общаются вне дома. Для интересных детских игр взрослые уже не так нужны: ребята предпочитают придумывать правила сами. В детском коллективе существует определённая мода: на мультфильм или игрушки (например, все вдруг начинают коллекционировать каких-нибудь героев).

Взрослый — по-прежнему авторитет во многих вопросах. К таким взрослым относятся не только родители, но и воспитатели, тренеры, руководители кружков. Их похвала повышает самооценку, а критика или язвительное замечание, напротив, способны зародить комплексы. Расспрашивайте ребёнка, как у него дела. Обсуждайте, объясняйте, учите правильно реагировать на критику.

В этом возрасте ребёнок чётко осознаёт особенности своего пола. Девочки больше дружат с девочками, мальчики — с мальчиками. Возникают первые детские влюбленности. Отнеситесь к ним бережно, без шуток про женитьбу и ухажеров. Для ребенка это новый, важный и очень волнующий опыт.

Игры для ребенка 5-6 лет

Ребенок с удовольствием играет и с друзьями, и с родителями, и в одиночку. Все зависит от самой игры и его настроения. Хорошее времяпрепровождение обеспечат.

Возраст от 3-х до 6-ти лет - очень интересный и важный период в жизни малыша . Ведь именно сейчас ребенок переходит из состояния «малыш и мама одно целое» в состояние «я - отдельная независимая личность». И хотя независимость трехлетнего малыша еще, конечно, понятие достаточно условное, но то, что кроха меняется и взрослеет , с этим мы спорить не станем.

Как же именно это происходит, что поможет родителям понять, что их любимый малыш уже встал на путь взросления?

Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша:

  • ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
  • строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она». Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
  • осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом - для мальчиков.

Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3-х до 6-ти лет подробнее.

Социализация

Начиная с трех лет, ребёнок начинает процесс выхода за пределы своего семейного круга и в жизнь малыша входит активное общение со сверстниками . Ведь недаром когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие родители задумываются о том, что ребенку пора посещать , записывают его на курсы .

Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:

  • подчинять свои желания общим правилам игры;
  • сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
  • познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
  • стать более самостоятельным;
  • научиться новому.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет, благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать окружающий мир, людей, адекватно воспринимать собственные действия.

С возрастом у ребенка меняются сюжеты для игр : если в возрасте 3-4 лет они были ограничены подражанием взрослым, семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия (кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5-6 лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более сложные моменты, например человеческие отношения.

Также игра становится более длительной по времени:

  • в 3-4 года малыш может увлеченно заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо переключиться на что-то другое;
  • в 4-5 лет одна игра может продолжаться 20-30 минут;
  • в 5-6 ребенок способен увлечься игрой на 30-40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.

Психологические особенности

В возрасте от 3-х до 4-х лет у малыша формируется понятие интонации произносимых слов: ребенок в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.

В этом возрасте ребенок, в основном, уже не путает единственное и множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день завтрашним и наоборот, перепутать понятия «обед» и «ужин». Также затруднения у малыша вызывает необходимость понимать время по часам.

Ребенок открыт новым знаниям , живо интересуется, для чего предназначен тот или иной предмет и что из него можно сделать. Благодаря именно этому интересу некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои игрушки, для того, чтобы понять, как они устроены внутри.

Самостоятельность и желание делать все именно так, как ему хочется - достаточно острая тема в возрасте 3-4 лет. Родителям такого малыша необходимо набраться терпения и попытаться организовать ребенка с помощью постоянного ежедневного распорядка и слаженности своих действий, а также помнить, что несмотря на все протесты, если у малыша возникнут какие-то трудности или он почувствует себя усталым, маленький бунтарь, хотя бы на время, но обязательно вернется под родительскую опеку.

У ребенка в возрасте от 5-х до 6-ти лет достаточно развита , он легко запоминает стихи, рассказы, слова песен. В этом возрасте малыши легко осваивают , быстро схватывают новые слова, говорят достаточно бойко. Также малыш постепенно учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».

В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы (например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на работу» или «почему я сегодня грустный»), повторяет услышанное и увиденное от других детей и взрослых.

Психолог Наталья Карабута рассказывает :«Некоторые родители, отдав после трех лет ребенка в садик, думают, что теперь развитием малыша будут заниматься специалисты, а они, наконец-то, смогут отдохнуть. Опасное заблуждение, ведь сейчас в жизни малыша начинается новый важный этап - первый период взросления. От того, насколько правильно в периоде от 3-х до 6-ти лет родители выстроят систему воспитания, напрямую зависит, насколько адекватной будет система ценностей малыша, когда он подрастет. В этом возрасте ребенок уже не верит взрослому на слово - он верит своим глазам, не подчиняется приказам, а требует от взрослого доверия, уважения и сотрудничества. Родителям важно научиться строить взаимоотношения с ребенком, понимать друг друга, быть на одной волне».

На протяжении всей жизни человеку свойственно меняться. Естественно, такие очевидные этапы, как рождение, взросление и старение, проходит абсолютно все живое, и не важно, животное это, растение или человек. Но именно Homo sapiens преодолевает колоссальный путь в развитии своего интеллекта и психологии, восприятия себя и окружающего мира. Наиболее значимо и наглядно проявляются возрастные психологические особенности детей. 5-6 лет после рождения ребенка составляют фундамент будущего взрослого индивидуума, опыт первых годов жизни определяет отношение к себе, личной жизни, семье, карьере и увлечениям.

Кризис первого года жизни ребенка

На протяжении всей жизни человека преследуют кризисы. Самый первый проявляется в столь раннем возрасте, что очень трудно адекватно оценить, насколько перенес его. Это так называемый он происходит в три месяца отроду. Для мамы и ее чада это первое преодоление трудностей. В случае успеха ребенок ощущает уверенность в своей родительнице, он осознает, насколько может на нее положиться.

Такая неразрывная связь длится до одного года, пока малыш не научится элементарным вещам, не почувствует свою самостоятельность. И пусть она абсолютно эфемерная, ведь все понимают (кроме самого карапуза), что без семьи и поддержки он пропадет, но для ребенка крайне важно осознать, что он может делать сам определенные действия. Гиперопека в этот период чревата последствиями в более зрелом возрасте и в полной мере выразит психологические особенности детей 5-6 лет. Такие ребята не хотят помогать родителям, не могут самостоятельно собраться на прогулку, не стремятся к знаниям.

Малышу три года. Как с ним справиться?

Следующим сложным периодом, который предстоит пройти как ребенку, так и его маме с папой, становится трехлетний кризис. Маленький человек может самостоятельно себя обслуживать. Для него не составляет труда кушать, одеваться, справлять нужду, он может играть с друзьями или сам, у него уже есть свои предпочтения, любимые герои и игрушки. Родителям очень важно не переоценить способностей своего малыша. Несмотря на всю показную браваду, он еще слишком мал, не понимает многого и живет сиюминутными бедами и радостями. В три года не наступило время, когда ребенок в состоянии делать сложные логические выводы, умозаключения. С ним можно договориться о деле, но через полчаса все благополучно забудется. Не из вредности или баловства, как думают многие родители. Мозг в таком возрасте не готов создавать сложные цепочки взаимодействий между людьми, процессами и событиями в жизни.

Первые шаги человека в социуме

Особенности психологии детей 5-6 лет отличаются как раз тем, что это огромный скачок в развитии ребенка. Значительно подросший малыш - это уже не тот ангел, которому все простительно. Начинаются кардинальные перестройки в физиологии и психологии. Это промежуточный этап перед подростковым возрастом и подготовка к школе. Для каждого такие процессы проходят индивидуально. Чтобы обобщить, можно сказать, что психологические особенности ребенка 5-6 лет заключаются в его становлении в социуме. В этот период все дети выходят из привычного для себя круга.

Многие преодолели этот сложный путь раньше, еще в три-четыре года, когда только пошли на занятия в садик или развивающую группу. У детей, столкнувшихся с первыми трудностями взаимодействия с чужими взрослыми, другими детьми, этот кризис проходит легче, им проще адаптироваться и осознать нормы поведения. Поэтому мамам, которые предпочли самостоятельные занятия с малышом дома, без посещения дошкольных заведений, стоит организовывать досуг ребенка так, чтобы он не был одинок и имел возможность отшлифовать коммуникативные способности. В этом периоде жизни ребенок начинает перенимать модель поведения своих родителей, их способ жизни, привычки и психологические особенности.

Детей 5-6-летнего возраста трудно обмануть. Они чувствуют фальшь и неискренность. И если самые близкие будут хитрить и создавать двусмысленные ситуации, ребенок может растеряться и не воссоздать тот идеал, к которому хотелось бы стремиться.

Активный рост тела и души

В шест лет начинают проявляться отличительные особенности физиологии. Это сказывается как на внешнем виде ребенка, так и на его эмоциональном настрое. Начинается активная фаза роста, исчезает детская пухлость, скелет вытягивается, организм растет и развивается, готовясь к последующей трансформации. Уже через несколько лет наступит половое созревание, и подготовка всех систем происходит загодя. Очень часто такие процессы сказываются на аппетите, дети начинают кушать с большим удовольствием. Также это связано с лучшей координацией в пространстве, умением ощущать себя в нем, совершать сложные комбинации движений, повышенной активностью.

Допустимы ли интенсивные занятия спортом в раннем возрасте?

Родители, чтобы унять кипучую энергию, стараются отдать свое чадо в спортивную секцию, в гимнастическую или хореографическую студию. Но педиатры настоятельно не рекомендуют занимать детей в таком возрасте профессиональным спортом. Тренировки должны быть, и довольно интенсивные, они помогают развивать все системы и способствуют здоровому образу жизни, однако активный рост органов и несформированный иммунитет не позволяют производить гипернагрузки. Хотя психологические особенности детей 5-6 лет вполне способствуют решению сложных задач, ребенок может показать волю и характер для достижения результата, не стоит эксплуатировать его чрезмерно.

Как мальчики реагируют на свое взросление

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет также проявляются в сугубо мужских и женских чертах Это может вылиться в первую влюбленность или в стремление показать себя настоящим мужчиной или хозяйкой.

Ребенка стоит поощрять и поддерживать в таких начинаниях. И если сын раньше больше тяготел к матери, был с ней то теперь ему становится интереснее с отцом. Папа обязан поощрять такое стремление своего ребенка. Не обязательно проводить с ним все время и неотступно следовать друг за другом. Достаточно будет выделить некоторое время для ежедневного разговора и создать определенный ритуал, занятие, доступное только мужчинам. Это сформирует стержень и характер, поможет развитию мужественности и ответственности будущего главы семейства, отца.

Однако это не значит, что мама в воспитании и жизни сына стала не важна. Особенности психологического развития 5-6 лет требуют максимального внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить и обсудить свои проблемы. Он должен получать ответы на все свои вопросы, ведь это именно тот благодатный возраст, когда ребенок впитывает в себя знания и умения словно губка.

Особенности развития девочек в 5-6 лет

У девочек в этот период жизни закладываются полезные привычки, хозяйственность, аккуратность и нежность. Их необходимо научить следить за собой, своей одеждой, игрушками. Девочки в таком возрасте более усидчивы и скрупулезны, чем мальчики. Они раньше учатся читать и писать благодаря этим особенностям.

Каждая дочь старается быть похожей на маму и во всем ей помогать. Она следует за ней на кухню, в ванную, на прогулку, слушает беседы с подругами. Очень важно не отстранять ее от общения, не приостанавливать и не ограничивать, ведь таковы особенности Детей 5-6 лет очень просто замкнуть в себе, испугать. Они уже осознают, что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы. Такое будущее не все способны принять с легкостью, ведь оно абсолютно новое, и стоит тщательно подбирать слова и методы воспитания.

Готов ли ребенок к школе в 6 лет?

Многие родители задумываются о том, во сколько лет их ребенок пойдет в школу. И хотя принимают в учебные учреждения шестилеток, не каждый готов к такому ответственному для себя шагу. Специалисты советуют обращаться за консультацией, чтобы оценить психологические особенности ребенка 5-6 лет. Кто-то готов к школьной парте, и для него не составит труда старательно заполнять прописи и учить иностранные языки, ежедневно просыпаться в семь утра и делать домашнее задание, принимая это как данность. Но обязательно найдутся ребята, чье детство еще нельзя прерывать, ведь школа не научит их дисциплине, если они абсолютно к ней не готовы. Это только будет ломать их, провоцировать проблемы в будущем, в том числе и психологические. Особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет) заключаются в том, что они уже могут учиться, и делают это с успехом не только из удовольствия. Они могут концентрировать внимание на предметах, различать и сопоставлять силуэты, формы, оттенки, решать несложные логические задачи, заниматься разными видами творчества.

Речевое развитие малышей старшего возраста

Очень важным нюансом, определяющим особенности 5-6 лет, оценивающим уровень развития, явяляется речь ребенка. Уже не должно быть проблем с произношением звуков. Разговор строится на основе сложных предложений. Малыш очень четко выражает мысли, даже фантазирует и с удовольствием рассказывает реальные или вымышленные истории. Кроме того, в разговоре уже может проявляться временная связь. Для ребенка прошел тот период, когда все происходило только здесь и сейчас, он может вспоминать прошлое, мечтать о будущем и облекать все эти мысли в словесную форму.

Друзья и общение

Этот возраст предполагает возможность самостоятельной игры, во время которой ребенок моделирует разные жизненные ситуации, составляет диалоги для игрушек, которые играют отведенную им роль. При помощи таких занятий можно увидеть, как малыш осознает себя, свою семью в мире, есть ли у него страхи и сомнения. Игра отображает возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.

Общение со сверстниками немного видоизменилось. Дети начинают понимать, что их «хочу» не всегда сопоставимо с жизненными реалиями. Игра помогает регулировать взаимоотношения, ведь дети еще достаточно малы, подсознательно нуждаются в опеке и контроле, и проявляют эти черты в коллективных занятиях. Кроме того, появляются предпочтения и избирательность в компании. Ребенок еще не совсем разбирается в людях, но может делать выбор, основывая его на своих понятиях о добре и зле.

Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет отображаются в принятии норм поведения, выполнении правил. Раньше родители диктовали свои условия, придерживались их сами, и ребенок привык к ним. Именно сейчас он начинает проецировать их на игру на детской площадке, в игровой комнате.

В связи с расширением круга его могут интересовать разные вопросы, иногда довольно глобальные (относительно жизни, смерти, разницы между мальчиками и девочками). Очень важно, чтобы родители помогли преодолеть возможные страхи и беседовали с малышом. Упустив нить общения сейчас, очень трудно будет ее нащупать в старшем возрасте.

Кроме того, ребенок начинает оттачивать способы влияния на взрослых, он уже может поддавать критике слова и действия родных и близких людей, менять систему ценностей и авторитетов.

У малыша начинается этап наблюдения и создания планов на будущее, и как бы рано это все ни происходило, чтобы не спугнуть ребенка в его стремлениях, нельзя насмехаться или язвить, проявлять сарказм. Психологические особенности детей 5-6 лет не позволяют им принять это как шутку. Скорее, это станет поводом для комплексов и неуверенности в себе, в вере в родителей и в их поддержку в любой ситуации.

В этой статье:

Ваш малыш уже достаточно вырос, чтобы осознавать связи между людьми, причины тех или иных действий. У него хорошо развиты воображение и логика . В этом возрасте дети делают первые выводы об устройстве мира, у них появляется понятие о морали, правилах поведения. Возрастные особенности детей 5-6 лет очень отличают их от младших детей. Всего за 1-1,5 года ребенок сделал огромный скачок в своем психическом, эмоциональном и физическом развитии.

Перед вами все еще малыш, но очень скоро он пойдет в школу . Тогда его мир изменится еще раз - это первый шаг к взрослой жизни. Родителям нужно правильно вести себя с детьми, ведь именно в этот период закладываются понятия об этике, морали, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Приготовьтесь к большому количеству вопросов. Ребенку все интересно узнать, ведь мир только начал открывать для него свои двери.

Мир вокруг

Их интересует все: космос, динозавры, почему зеленые листья превращаются в желтые, как готовить тесто, когда уже можно будет пойти в школу. Многие родители не поспевают за темпами взросления ребенка . Еще 2 года назад это был малыш, который без мамы не мог даже покушать, а теперь он уже знает, как пользоваться телевизором, микроволновой, рассуждает на своем детском языке о мире.

В этот период родителям необходимо приложить все усилия
для эмоционального развития детей. Сейчас ребенок уже способен давать себе отчет о своих действия , ведь если правила морали и этики привиты верно, то для малыша мир делится на доброе и злое, поступки – на хорошие и плохие. Он способен давать нравственную оценку своим действия – и вашим, кстати, тоже. Не следует ругать ребенка за осуждение ваших действий – лучше объясните ему, что именно вы делаете и зачем.

Приготовьтесь: познание мира невозможно без вопросов. Некоторые из них могут заставить вас смеяться или краснеть. Сейчас ребенок начал понимать некую разницу между мальчиками и девочками. Физиология, строение тела, отношения - все это будет его живо интересовать . Попробуйте отвечать честно, но не слишком забегайте вперед. Не ругайте ребенка за любознательность – просто объясните, когда и какие вопросы уместны.

Логика и мышление

Детям 5-6 лет уже легко даются задания на поиск общего признака разных предметом. Причем задания должны становиться сложнее, чем в 4 года, когда общий признак был только один. Теперь уже логическое мышление развито
достаточно для того, чтобы отбрасывать малозначимые признаки, концентрируясь на главном
. Например, «тест бумажных кружков» теперь точно будет пройден.

Он состоит в том, что ребенку показывают кружки из бумаги - например, 10 белых и 5 черных. На вопрос, каких больше – черных или белых, малыш 3-4 лет ответит, что белых. А вот на вопрос, больше белых или же бумажных, он тоже ответит, что белых. А в возрасте 5-6 лет уже развитая логика подводит его к правильному ответу. У ребенка формируется абстрактное, или словесно-логическое, мышление . Дети решают простые логические здания, могут в уме быстро найти решение и ответ.

Воображение и абстрактная логика тоже шагнули далеко вперед. Как тренинг можно предлагать описать картинку или придумать рассказ по картинке. Ребенок начинает использовать фразы «я думаю…», «мне кажется…», «я уверен…» для описания действий героев на картинке. Следующим заданием для него будет придумать
продолжение событий рассказа или все той же картинки
.

Если нет проблем с речевым развитием, то рассказ получается эмоциональным и логичным. Малыш уже может дать оценку действиям людей . Не предлагайте ему для описания статичный пейзаж – лучше подойдет сценка из школьной или городской жизни. Так у него будет больше возможностей проявить фантазию.

Простая математика

В 5-6 лет дети должны уметь считать. Простые действия (сложение и вычитание) в пределах десяти - нормальные операции для этого возраста. Покажите им на примерах, что это такое, если сразу не понятно. Уже пора разбираться в вопросах «сколько?», «который по счету?» . Для дошкольников есть специальные развивающие книжки с картинками. Там через простой пример со множествами можно объяснить, как правильно использовать математику в повседневной жизни.

Дети 5-6 лет
уже знают основные фигуры, могут сами их изобразить. Треугольник, ромбик, квадраты, кружки, овалы - простые фигуры, но их названия и вид нужно запомнить. Это сильно поможет в школе. Ребенку будет приятно, когда он обнаружит, что знает что-то из программы пусть даже 1-го класса.

Предложите малышу сосчитать количество предметов или людей, пока вы находитесь в транспорте, в очереди. Это небольшая тренировка, которая весьма полезна. Покажите, как правильно подсчитывать сдачу. Вы можете использовать мелкие монетки для иллюстрации. Такая игра «в магазин» наглядно поможет научиться считать и делать простые операции . Пусть он сначала покупает, а затем будет продавцом. Сейчас важно, чтобы все игры были не бесцельными, а как можно более насыщенными знаниями и обучали различным навыкам.

Речевое развитие

Если в прошлом малыш получил диагноз «задержка развития речи», то в 5 лет проводится новая проверка у логопеда. Вы выполняли все предписания врача, занимались, читали и говорили? Тогда, если других проблем нет, диагноз, скорее всего, будет снят. Это позволит вам пойти в обычный школьный класс.

У детей без
проблем с речью в этом возрасте уже проявляются правильные интонации для выражения чувств, эмоций, переживаний. Он может рассказывать стихи и пересказывать текст с выражением. Это очень важный навык, который будут тренировать в первом классе школы. Вы можете подготовиться сами: читайте с выражением, чтобы показать ребенку, как это делается.

Важный навык, который уже должен сформироваться - умение правильно задавать вопросы.
Так, чтобы это было понятно всем, а не только маме. Следите за речью в этот период. В основном дети уже могут разговаривать на все доступные им темы, выражать свое отношение к чему-то. Лучше всего стимулировать разговор, даже в обыденных ситуациях. После просмотра мультика задайте ему пару вопросов: почему герой поступил так или иначе, правильно это или нет, хорошо или плохо. Поговорите об этом всего 5-10
минут – даже такие короткие беседы будут очень полезны для ребенка.

В возрасте 5-6 лет малыш уже должен правильно называть свои фамилию, имя и отчество, домашний адрес. Часто такие вопрос задают при приеме в школу, да и на случай непредвиденных ситуаций запомнить это не помешает.

Знания о мире и вещах

К 6 годам малыш научился пользоваться телефоном. Он знает свой номер, рабочий мамы и папы, бабушкин домашний. Возможно, созванивается с другом из садика. Разговор по телефону для него естественен. Кроме того, с каждым годом у нас появляется все новая и новая техника. Теперь дети в 5-6 лет уже умеют пользоваться компьютером, играют в игры . Сейчас допустимая норма - 30-60 минут за компьютером в день. Да, ограничить ребенка сложно, но полезно и необходимо. Компьютеры, телевизор, планшет могут серьезно испортить зрение малыша – поберегите глаза для уроков.

Нельзя совсем лишать ребенка взаимодействия с техническим миром. Он должен идти в ногу со временем –даже если у вас другие взгляды. Не запрещайте ему смотреть телевизор или пользоваться компьютером - позднее малыш может почувствовать себя из-за этого изгоем в школе. Другое дело, что и телевизор, и компьютер – все должно быть в меру.

Такие простые навыки, как завязывание шнурков и чистка зубов, уже вошли в нормальный режим. Ребенку даже приятно, что наконец-то такие вещи он делает сам. Не стоит падать на колени и завязывать шнурки на улице уже довольно взрослому ребенку. Это теперь смущает его и даже раздражает. Он теперь одевается и причесывается сам, а девочки уже умеют делать некоторые прически, причем эта тема их очень интересует.

Важно знать

Сейчас это еще маленький ребенок, которому нужны советы, помощь и защита взрослых. Но уже пора научить его, как он должен действовать в разных ситуациях. Например, как
переходить дорогу, пользоваться светофором. Скажите, что пока еще вы будете переходить все дороги вместе, держа его за руку, но малыш должен быть готов сделать это сам и понимать элементарные правила безопасности .

Скорее всего, вы уже научили его обращаться к взрослым по имени и отчеству. Теперь расширьте эти знания: прорепетируйте его разговор в магазине с продавщицей, в школе с учителем. Или вопрос прохожему: например, как спросить, сколько сейчас времени. Все эти вопросы могут встретиться на собеседовании в школу. Даже обычные школы проводят небольшую беседу, чтобы определить уровень развития малыша.

Выучите наизусть важные номера телефонов: полиции, скорой помощи, пожарной службы. Все это расширяет кругозор и показывает, что ребенок тоже несет некоторую ответственность.
Этот возраст позволяет научить ребенка быть более самостоятельным. Если он останется в квартире один на какое-то время, то сможет вести себя нормально, знает, какие вещи можно брать, а какие нет. Конечно, психологи не советуют оставлять малыша 5 лет одного надолго, но ситуации бывают разные.

Игры и игрушки

Игры становятся долгими. Теперь девочки играют с куклами, а мальчики выбирают «мужские» игры: машинки, солдатики. Их не всегда можно посадить играть вместе, ведь интересы уже стали разными. Девочек больше волнует семья, забота о детях, а у мальчиков эти темы интереса не вызывают. Они даже отказываются вести совместные игры - отныне и до определенного возраста дети будут предпочитать общаться и дружить по гендерному признаку.

Их игры становятся
более сложными. Здесь есть диалоги, проблемы и попытки их решить. Разыгрываются сцены из мультфильмов и сказок , придумываются собственные сценарии. Конечно, у девочек присутствует тема любви, свадьбы, возможно, спасения невесты от опасности. Сейчас складывается понятие о том, каким должен быть мужчина и какой - женщина.

Дети редко пускают взрослых в свои игры, ведь это их личный мир, который действует только по их правилам. Места для вашей инициативы может не оказаться. Стремитесь развивать воображение - покупайте разные игрушки . Сегодня много говорящих, танцующих кукол. Придумывать ничего не нужно - это за вас сделал производитель. Такие игрушки тоже должны быть, почему бы и нет? Говорящая кукла, которая танцует, ходит, смеется - очень интересный персонаж. Но все же лучше создавать сказку своими руками.

Родителям важно знать

Пять-шесть лет – это период, когда ребенка все интересует. Физиологические процессы в организме, различия между мальчиками и девочками на некоторое время станут важной темой разговоров. Лучше продумайте этот разговор и обсудите все. Поймите, что дети совсем не хотят ставить вас в неловкое положение или оскорблять - они лишь хотят все понять . Вам не обязательно знать все, но этично объяснить - именно ваша задача. Учитель в школе не станет уделять этому особого внимания. Как известно, некоторые вещи лучше узнать дома от мамы и папы, чем прочитать на заборе.

Могут появиться
вопросы о жизни и смерти. Отвечайте на них пока что в соответствии со своей религией. Так проще на данный момент объяснить эти сложные вещи ребенку . Пока малыш не столкнулся со смертью (родственника, друга, животного), эта тема будет для него сродни сказке. Потом же обязательно придется говорить серьезнее.

Очень скоро этот период закончится и ваш малыш повзрослеет, но именно сейчас вы сформируете у него понятие о том, как быть девочкой или мальчиком, как вести себя, как относиться к своему телу . Можно заложить у ребенка или правильное видение себя, или же массу комплексов. Сейчас активно развивается его психика, а также складывается мнение о себе, взгляд на себя со стороны. Помогите малышу правильно понять, кто он.

Вы можете
понемногу давать больше самостоятельности своему сыну или дочке, привлекать их к домашним обязанностям: предложите им помыть за собой тарелку, порезать что-то, убраться в своей комнате. Общение с близкими поможет малышу расширить круг интересов . Пока еще для ребенка на первом месте остаются личные интересы. Постепенно нужно уводить его от этой мысли, показывая, что можно, а что нельзя, объясняя, что нужно думать не только о себе, но и о других.

В продолжение темы:
Стили макияжа

40-43 мкм. Используется для временной упаковки, для упаковывания легких грузов, приклеивания пакетов с сопроводительной документацией и т.п. На тонкий скотч обычно наносится...

Новые статьи
/
Популярные